«Кресту Твоему покланяемся, Владыко!»

Крест Господень ‒ это всемирный жертвенник, освященный кровью Агнца Божия ‒ святой жертвы, которую принял за грехи мира возлюбивший нас Бог Отец.

На кресте растерзано рукописание наших грехов, крестом убита смерть, поэтому здесь надо искать жизнь для нашей мертвой плоти. Вот почему крест ‒ наша победа, наша слава, венец и защита. Здесь же ‒ у креста Христова ‒ мы видим тайну всеобщего воскресения мертвых. Перед нашим взором ‒ святой крест и пригвожденный на нем Иисус Христос, Который распростертыми пречистыми руками привлекает к Себе людей со всех концов земли. Из-под тернового венца сочится кровь, гвозди раздирают руки и ноги. Какие страшные страдания!

Спаситель вкушает желчь и оцет. Со всех сторон ‒ поругания и насмешки. Указывая на Свои страдания и раны, Господь этими язвами как бы умоляет нас не грешить более. Спаситель научает нас здесь, у подножия креста, прощать обиды, любить не только ближних, но и врагов. Крест Христов научает нас покаянию и смирению. И чье сердце не сокрушится, может остаться спокойным, взирая на распятого на кресте Спасителя, когда даже камни вопиют! В эти дни все располагает к покаянию: и крест, и распятый Спаситель, и плачущая Богоматерь, и покаявшийся разбойник. И все это побуждает нас откликнуться на зов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвержись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Вот лестница к небесам ‒ отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Господом. «Отвергнуться себя» ‒ это значит извергнуть из себя все греховные мысли, желания и поступки. Отвержение себя необходимо, ибо, следуя за Христом, мы пойдем другим путем, противоположным нашему греховному пути. Для этого необходимо с любовью взять тот крест, который дает каждому Господь как врачевство для спасения. С ним надо идти за Господом на Голгофу, не возвращаясь к прежним злым привычкам, идти путем веры и добродетели. Что же значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть особый для каждого человека, вместе с тем называется и крестом Христовым?

Крест свой ‒ это скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека свои. Крест свой ‒ пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми плоть смиряется и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои. Крест свой ‒ это греховные недуги и страсти, которые у каждого человека свои. С одними из них мы рождаемся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест же Христов ‒ это учение Христово. Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжел, если через последование Христу он не преобразится в крест Христов. Крест свой становится для ученика Христова крестом Христовым потому, что ученик Христов убежден, что с ним неусыпно пребывает промысл Божий, что Христос попускает ему скорби, как необходимые и неминуемые условия христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если бы не была попущена Христом, что скорбями христианин становится близким Христу на земле и на небе. Крест свой делается для верующего крестом Христовым потому, что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти всесвятые заповеди становятся для него крестом, на котором он постоянно распинает плоть свою, со страстями и похотями. Отсюда ясно, почему для принятия креста предварительно нужно отвергнуться себя, то есть того, что есть в тебе греховного.

Чтобы взять на себя крест, надо прежде всего отказать своему телу в его прихотливых желаниях, доставляя ему только то, что необходимо для существования, надо смирить свой разум, признать себя виновным перед Богом и, предавшись Господу со всей силой веры, отречься от своей греховной воли, непрестанно изучать Святое Евангелие и исполнять его.

Совершивший такое отречение способен принять крест свой с покорностью Богу, с призыванием помощи Божией для укрепления своей немощи. Он смотрит без боязни и смущения на приближающуюся скорбь, приготовляется великодушно и мужественно перенести ее, надеется, что таким образом он сделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самим делом, самой жизнью.

Крест бывает тяжелым, пока он остается крестом своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость, «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», ‒ сказал Господь.

Терпеливое несение креста есть истинное сознание своей греховности, есть истинное покаяние, есть великая радость и духовное наслаждение. Во время гонений на христиан юная Мавра говорила своему юному супругу Тимофею, который терпел страшные муки и звал ее принять участие в мученичестве: «Боюсь, чтобы мне не устрашиться, когда увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтобы не изнемочь мне в терпении по молодости лет моих». Ей отвечал святой мученик: «Уповай на Господа нашего Иисуса Христа, и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росы в костях твоих, облегчающим все болезни твои».

Крест ‒ это сила и слава всех от века святых. Крест ‒ целитель страстей, губитель демонов. Смертоносен крест для тех, кто свой крест не преобразил в крест Христов, кто с креста своего ропщет на божественный промысл, хулит его, предается безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, своим нетерпением лишают себя истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб ‒ в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли на небо распятого на нем ученика Христова, и он уже здесь, на земле, умом и сердцем пребывает на небе и в будущей жизни всегда будет с Господом, Который сказал: «Где Я, там и слуга Мой будет». Аминь.

 

Архимандрит Илия (Рейзмир)

Из его кн.: Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007 г.

 

Архимандрит Илия (Николай Никитович Рейзмир) ‒ насельник Троице-Сергиевой лавры, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Родился в 1944 году в Винницкой области. Всей семьей жили церковной жизнью: ходили в храм на все праздники, причащались, исповедовались. Мать пускала в дом ночевать бездомных и нищенок. Окончил сельскохозяйственный техникум по специальности «Агроном и механик широкого профиля». Год с небольшим проучился в сельскохозяйственном институте, работал агрономом. Успешно поступил в Московскую духовную семинарию. 26 декабря 1969 года был пострижен в монашество с именем в честь пророка Илии. В 1974 году закончил Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Духовное совершенствование православного христианина по учению Василия Великого». В 1972 году был рукоположен во иеромонаха. По завершении академии остался в братии Троице-Сергиевой лавры.

Free Download WordPress Themes
Download WordPress Themes Free
Premium WordPress Themes Download
Download WordPress Themes
ZG93bmxvYWQgbHluZGEgY291cnNlIGZyZWU=
download karbonn firmware
Download Best WordPress Themes Free Download
free download udemy course

Read More:

Русь и Афон: преподобный Антоний Киево-Печерский – основатель афонского подвижничества на Руси

Преподобный Антоний Киево-Печерский – отец всех русских монахов Преподобный Антоний положил в основание своего монастыряна Киевских горах не только пример личного благочестия, не только – по выражению Патерика – пот, кровь и слезы личного подвига, но и нечто особенное, чего не было ни в одной другой обители Руси. Придя в Киев и выбрав себе место […]

«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима Чичагова: особенности эпической формы

В России XIX века сословные традиции в значительной степени определяли образ жизни, интересы и деятельность человека. Границы сословий были трудно преодолимыми: дворянство и духовенство жили в своих замкнутых мирах, лишь немногим удавалось достичь успеха и на светском, и на духовном поприще. Леонид Михайлович Чичагов прожил в этом отношении крайне необычную жизнь. Родился он в 1856 […]

Рождение в вечность

Для верующего человека смерть ‒ великое таинство. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «она ‒ рождение человека из земной временной жизни в вечность». 2/15 января 1833 года окончил земной путь преподобный Серафим Саровский. За полгода до своей кончины он стал говорить при прощании: «Мы не увидимся более с вами». Некоторые просили благословения в Великий пост поговеть […]