Кладбище внутри Канавки

В киновии Дивеевской обители, в юго-восточной ее части, среди тихих белоствольных берез, когда-то находилось старинное монастырское кладбище, о создании которого предсказывал преподобный Серафим Саровский еще в 1830 году. В том году в обитель пришла двадцатилетняя Марфа Гавриловна Мунина, которую Старец называл «первоначальницей». Смысл предсказания открылся, когда Марфа Гавриловна скончалась 4 ноября 1853 года и первая была погребена на вновь отведенном этом кладбище, устроенном 28 августа (10 сентября по новому стилю) того же года. На кладбище стояла часовенка, в которую на время переносили покойниц. Батюшка Серафим предсказывал также, что кладбищенская церковь в Дивееве будет во имя Преображения Господня. Сестрам не верилось, так как на кладбищах по обычаю всегда строились церкви во имя Всех святых. На это Преподобный отвечал, «что престол всех святых будет еще ранее устроен». «Предсказание сбылось, – повествует «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», – ибо в 1847 году выстроена была ныне теплая церковь Божией Матери Тихвинской и в ней придел с левой стороны Всех святых, а кладбищенская церковь построилась уже после, в 1855 году, во имя Преображения Господня» на средства Дарьи Михайловны Каменской (в монашестве Дорофеи) в память об ее сыне, скончавшемся в день Преображения Господня.

В старом Дивееве на кладбищенских каменных надгробиях клали чугунные плиты с надписями, кто из дивеевских сестер и когда здесь похоронен, в каких летах, какое монастырское послушание исполнялось. Часто сообщались и другие сведения, например, скольких лет пришла в обитель, «поступила по благословению старца о. Серафима» или что «ходила в Иерусалим»…

 На дивеевском монастырском кладбище некогда была устроена семейная усыпальница Чичаговых. В 1895 году скончалась матушка Наталия, супруга 37-летнего священника Леонида Чичагова, будущего священномученика Серафима, автора «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Над могилой жены отцом Леонидом была возведена часовня, и в ней он приготовил место погребения и для себя. У надгробия Наталии Чичаговой висела икона с изображением кончины преподобного Серафима, а над местом будущей могилы святителя – икона, где Преподобный идет с посохом. Отвечая на частые вопросы, почему в часовне две иконы батюшки Серафима, владыка Серафим говорил: «Она (жена) уже умерла, а я еще хожу». Он выхлопотал бумагу от государя Николая II, в которой было приказано обязательно похоронить его в Дивееве, где бы он ни умер. Но обрести свой последний покой на монастырском кладбище в Дивееве митрополиту Серафиму было не суждено. После мученической кончины на полигоне НКВД в подмосковном поселке Бутово расстрелянный святитель был брошен в общую братскую могилу.

После закрытия монастыря в 1927 году кладбище было разорено и сровнено с землей. По свидетельству старожилов деревянными крестами с кладбища топили печи на маслозаводе, а чугунные плиты местные жители использовали в домашнем хозяйстве (закладывали в печи, использовали при строительстве). С возобновлением обители люди стали отдавать эти плиты в монастырь. Обычно их обнаруживают после покупки домов у местных жителей и возвращают в монастырь. Их находят до сих пор, даже в окрестных селах, например, в Канерге, Осиновке, так что их собралось уже около двадцати, разных размеров, от 70 до 140 см в длину.

В сентябре 2011 года игумения Сергия благословила восстановить монастырское кладбище, реконструировать по возможности так, как оно выглядит на сохранившейся старинной фотографии. Возобновление началось в восточной части киновии, за алтарем вновь выстроенного больничного храма в честь иконы Божией Матери «Целительница». Первоначально, еще до освящения церкви в 2008 году, был установлен деревянный крест над общей могилой дивеевских сестер, в которой захоронены останки, найденные во время строительных работ в киновии. Осенью 2011 года нижегородским художником по камню Дмитрием Ашаевым были отреставрированы две надгробные плиты с могил Марфы Гавриловны Муниной, «первоначальницы», как называл ее преподобный Серафим, и монахини Агрипины Васильевны Мелюковой, поступившей в обитель пятнадцати лет от роду по благословению Преподобного и скончавшейся в сорокалетнем возрасте 24 сентября 1859 года. Эти две плиты были положены на гранитные надгробия, воссозданные тем же художником по старинным дивеевским фотографиям.

Работа над реконструкцией монастырского кладбища в настоящее время продолжается. Конечно, места захоронений дивеевских сестер забыты безвозвратно. Многие могилы были уничтожены при строительстве школы внутри Канавки. Воссозданные надгробия будут указывать местоположение старинного Дивеевского кладбища, свидетельствовать о благоговейной памяти и духовной связи живых и усопших сестер нашей обители.

 Проходящие по святой Канавке видят деревянный крест и две благоукрашенные могилы сестер. Скромная красота надгробий, выполненных в старинном стиле, царящие здесь покой и тишина побуждают к искренней молитве за души всех почивших сестер обители, «на месте сем погребенных».

« Дивеевская обитель »

Read More:

Тихая девственная обитель

Дивеевская история. Монастырь Тихая девственная обитель Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков Вид с колокольни: в центре – Троицкий собор, слева – детский приют, на заднем плане справа – святая Канавка. Начало ХХ века. После прославления преподобного Серафима множество паломников устремлялись в места, овеянные его молитвенным подвигом. Посещая Дивеево, они затем обязательно […]

Восстановление келии преподобного Серафима

2 августа продолжилось празднование 115-летия канонизации преподобного Серафима Саровского: участники торжества посетили Саровскую пустынь и памятные места, связанные со святым батюшкой, в том числе его келию. О том, как восстанавливалась эта келия, рассказывает архитектор-реставратор Сергей Васильевич Демидов. Сначала я услыхал о том, что саровский храм преподобного Серафима был самый первый в России, освещенный в его […]

Икона «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Келейный образ Серафима Саровcкого был написан на полотне, натянутом на кипарисную доску, и представлял поясное одноличное изображение Богоматери со склоненной главой, опущенным взором и скрещенными на груди руками. В образе легко узнается его протограф-икона «Богоматери Виленской-Остробрамской». Когда и каким образом список чудотворной иконы попал к Преподобному, неизвестно. Литературные источники глухо упоминают, что отец Серафим «всегда […]