Исчезнувшее село. Жизнь продолжается

Колокольня, церковь и огромный тополь на месте бывшего села Хохлово хорошо видны с дороги Арзамас ‒ Дивеево. В середине 90-х годов настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия обратила на них внимание, подъехала к заброшенному храму. Оказалось, что его название уже не помнили даже жители ближней деревни. Только благодаря архивным данным удалось установить, что церковь в селе Хохлово была освящена в честь Живоначальной Троицы. Храм и тополь напомнили матушке Сергии явление Пресвятой Троицы у Мамврийского дуба. Любовь к Пресвятой Троице, печаль о заброшенном храме побудили ее к мысли о создании дивеевского скита на месте обезлюдевшего села.

С ходатайством об открытии скита игумения Сергия обратилась к управляющему Нижегородской и Арзамасской епархии митрополиту Николаю. Разрешение было получено, и в 1997 году началось восстановление храма. Два вагончика, кирпичная печь под открытым небом, отсутствие воды и электричества, бездорожье… С этого пришлось начинать. Многими трудами малого числа сестер созидался новый монашеский очаг. Над полями стал разноситься призывный и торжественный колокольный звон.  В 2000 году был освящен придел в честь Пресвятой Троицы. В 2011 ‒ подряд, друг за другом, два других: святителя Николая Чудотворца и Иверской иконы Божией Матери. В воссозданном храме теперь постоянно свершаются службы, читается неусыпаемая Псалтирь.

Со временем возросло и окрепло скитское хозяйство: выстроены жилые и подсобные здания, возделан огород, содержится стадо коров. Благодаря поддержке федерального правительства к скиту был подведен газ и проложена дорога. 28 февраля 2008 года областным законодательным собранием было принято постановление зарегистрировать в Арзамасском районе новый населенный пункт ‒ Троицкий Скит.

Желание узнать об истории исчезнувшего села у сестер скита было всегда. Но кропотливый поиск требовал постоянных усилий, работы с архивными источниками, встреч и долгих бесед с бывшими жителями, краеведами, то есть  отвлечения от насущных задач повседневной жизни. И вот настал тот момент, когда старшая сестра скита монахиня Ангелина благословила заняться вплотную исследовательской работой. Предстояло охватить период от древней до новейшей истории упраздненного села.

Из архивных материалов узнали, что село Хохлово (в начале оно именовалось как Супонево, а позднее названия объединились в «Хохлово, Супонево тож») возникло не позднее XVI века. По одной из версий, его первым владельцем был арзамасский воевода Иван Данилович Хохлов. Весь XVIII век крестьяне и земля принадлежали семейству Бахметевых, а в XIX веке владельцами стали отец и сын Макеровские.

Близость к Арзамасу наложила свой отпечаток на жизнь села. Из-за недостаточной обеспеченности землей сельчане искали дополнительных приработков и занялись валянием войлока на нужды военной промышленности. Работу давали арзамасские купцы. Крестьяне ставили в селе баньки (так называемые «фабрик») и там трудились в тяжелых условиях. А крестьянки успевали за световой день продать на городском рынке молоко и вернуться домой. Сельчан поражало количество арзамасских храмов, которые украшали высокий берег реки Теши, и свое село они старались обустроить, следуя этому примеру.

С XVI века в Супонево была деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В 1772 году вместо нее поставили другую, тоже деревянную, но уже более высокую, трехъярусную, с колокольней. В 1864 году в селе было начато строительство каменной церкви в стиле позднего классицизма с элементами эклектики. К четверику храма, увенчанному барабаном с луковичным куполом, примыкали трапезная часть и шатровая колокольня. Церковь была посвящена Живоначальной Троице, с приделами в честь святителя и чудотворца Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. О жертвователях на строительство храма ничего неизвестно, в церковных документах значится: «тщанием прихожан». Ими могли быть как помещики, так и крестьяне. Годы строительства каменной церкви в селе Хохлово приходятся на период жизни помещика Дмитрия Фавстовича Макеровского. Известны имена священников Троицкой церкви XIX века: Иоанн Левашев, Михаил Тишкевич, Александр Золотницкий, Павел Васильков, Леонид Барминский. Они окормляли также жителей соседних деревень – Шатовки, Должниково и Ямищ.

С 1897 года в селе действовала начальная земская школа, в которой преподавался Закон Божий. Школа была выстроена добротная, бревенчатая, на два класса и с квартирой для учителя. Законоучителями в ней были священники Павел Васильков и позже ‒ Леонид Барминский. Первой учительницей – жена священника Мария Василькова.

Революционный дух разрушения пронесся и над этим тихим местом. В 1917 году священнику Леониду Барминскому запретили вести уроки в школе. А в 30-е годы воинствующие атеисты сняли колокола, несколько раз пытались разрушить храм. Но вера в людях жила, и они старались сохранять те устои, на которых держалось русское село. До 1938 года не прекращались службы в храме, священник Венедикт Смирнов еще крестил в нем детей. В этот год церковь закрыли, но в алтарной части долго еще сохранялась церковная утварь, плащаница, облачения священнослужителей, подсвечники, хоругви, иконы, церковные книги и Евангелие. Все это охранял сторож  Николай Лёсин. После его смерти сторожил дедушка ‒ А. Тонюшкин. А когда он умер, все постепенно стало исчезать. Потом решили разобрать иконостас, который, по воспоминаниям жителей, был очень высоким и красивым. Позже в церкви хранили в разное время керосин, зерно и лук. Внутри здания была металлическая стяжка, чтобы церковь не расходилась, а в 60-е годы приехали рабочие с бензорезами и вырезали весь металл и все решетки на окнах. В куполе окна были со стеклами, обтянутыми мелкой сеткой, которую ребятня растащила для ловли рыбы. После того как церковь была разрушена, служба проводилась в частном доме, куда были принесены иконы. Впоследствии их передали в Смоленский собор поселка Выездное. В середине 30-х годов вышло постановление о прекращении колокольного звона; в Хохолово колокола сняли в 1937-м и перевезли в Новый Усад.

В 1960 году была попытка разобрать свод храма на кирпичи для строительства конюшни и коровника, но монолитная кладка, замешанная на куриных белках, собранных по всему селу, только крошилась в прах, и затея провалилась. Бригадир Виктор Толокнов тогда спросил председателя колхоза Зиновьева: «Вы строили? Зачем ломаете?»

В другой раз пробовали применить чугунную «бабу» для разрушения здания храма, но на втором ударе сама «баба» распалась надвое, и металлические полусферы еще долго валялись возле церкви. Помнят жители, что в тот раз защищали церковь две бабушки и два старика. Остальных сельчан заблаговременно отослали на дальнее поле, потому что предыдущая попытка разрушить храм встретила активное сопротивление: дети позвали взрослых с поля, в безбожников бросали камни, дело дошло до драки. По рассказу Алевтины Алексеевны Фиминой, чтобы остановить беззаконие, перед трактором легли отец и его две дочери.

Известны имена жителей Хохлово, пострадавших за веру. В 1932 году был арестован приходской священник Иосиф Арсентьевич Сергиевский и приговорен к лагерному заключению на три года. Вернувшись из ссылки, отец Иосиф переехал в другое село. В 1937 году после повторного ареста его расстреляли в городе Горьком. Вслед за настоятелем за ходатайство об его освобождении подверглась аресту и высылке в Севкрай церковная староста Надежда Владимировна Тонюшкина. В сентябре 1937 года был арестован церковный староста Петр Егорович Лукин. Его обвинили в причастности к церковно-фашистской диверсионно-террористической организации. По одному делу с ним проходили семь священников из разных сел. Петр Егорович был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Жизнь его оборвалась 30 ноября 1937 года в лагерной больнице. В декабре 1937 года районная газета «Арзамасская правда» поместила отчет начальника НКВД Горьковской области И.Я. Лаврушина о раскрытии и ликвидации двух церковно-фашистских организаций в Арзамасском районе.

В Великую Отечественную войну на фронт ушли практически все трудоспособные мужчины села Хохлово, и в том числе имевший бронь председатель колхоза Степан Федин. В семье Савельевых, в селе их называли Рассадины, ушел воевать отец и трое его сыновей. Младшему Александру было 17 лет, но он прибавил себе один год, чтобы тоже пойти на войну. А женщины и даже дети с утра до вечера работали на полях в колхозе. Трудно поверить, но, если ребенку было шесть лет, с него уже спрашивали как со взрослого. 80 человек погибли на полях сражений. Жителю села Александру Филиппову присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он работал на промышленном предприятии в городе Бор.

В 60-е годы началась кампания по ликвидации «неперспективных» деревень. В селе была закрыта школа, колхоз объединили с  Шатовским, молодежь стала уезжать из села. В 1977 году Хохлово прекратило свое существование. Остались дома (целая улица), окна которых были забиты досками крест-накрест. Потом эти дома были сожжены хулиганами.

У сестер Троицкого скита была мечта найти фотографию исчезнувшего села. Надеясь найти бывших жителей Хохлово, они напечатали заметку в газете «Арзамасская правда» и дали объявление в группе «Шатовка» в социальной сети «Одноклассники».

Первую фотографию передала нам Наталия Трифонова. Вскоре откликнулись и другие люди. Сестры познакомились с арзамасской журналисткой Ириной  Балагуровой, родители которой – выходцы из села Хохлово. Она прислала несколько фотографий и сообщила, что существует сообщество хохловцев, в том числе проживающих в Арзамасе. И тогда появилась идея собраться всем вместе, чтобы восстановить историю села. Ирина Владимировна взяла на себя работу по оповещению хохловцев. Всем было предложено написать воспоминания о селе и принести фотографии.

Декабрьским днем 2014 года  к Троицкому скиту стали съезжаться участники встречи. С волнением бывшие жители села переступали порог храма, который помнили когда-то разоренным. В эти торжественные минуты у многих сжималось сердце и в глазах блестели слезы. Обмен воспоминаниями перенесли в трапезную. Здесь, вооружившись видеокамерой и диктофоном, организаторы объявили о начале работы. Первыми сообщение о своих изысканиях сделали сестры. Потом стали делиться своими воспоминаниями гости. Рассказывали, как защищали церковь от разрушителей, как  раскулачивали тех, кто умел и хотел трудиться, как молились по домам…  Встреча прошла на эмоциональном подъеме. Любовь к родному селу в своем стихотворении выразила Лира Михайловна Николаева, уроженка Хохлово,  ныне жительница села Новый Усад Арзамасского района, поэтесса, школьная учительница русского и иностранных языков:

Прошли года, и пусть не все сбылось,
Но жизнь сумела сделать свой подарок,
А сердце сколько раз сюда рвалось,
В мое село, где мир особо ярок.

Где голубое небо голубей
И смех друзей излечивал от боли,
Где память помнит маму молодой
И васильки в живом, цветущем поле.

Поют колокола в воскресный день,
И на погосте предков плачут ивы.
Исчезло Хохлово. Село как тень.
Но с нами ты, пока еще мы живы.

Через месяц состоялось новое заседание. Собрались в арзамасском историко-художественном музее. Приехали новые люди. Были сделаны интересные сообщения, которые существенно дополнили данные, полученные во время первой встречи. Воспоминаний было много, особенно запомнился рассказ Зининой Людмилы Алексеевны о своем прадедушке Фролове Василии Ивановиче (1864-1932 гг.), который был старостой хохловской церкви. Она рассказала о его детях и внуках, о своей бабушке – Трифоновой Наталье Васильевне, которая работала в колхозе звеньевой. Ее как передовую работницу послали на встречу с Валерием Павловичем Чкаловым в 1936 году, когда он прилетал на выездновский аэродром. А в 1939 году она была направлена от колхоза в Москву на сельскохозяйственную выставку. В заключение Людмила Алексеевна показала большой портрет своего дедушки ‒ церковного старосты, написанный маслом на холсте московским художником И. Сидоровым, который до революции расписывал Троицкий храм в Хохлово.

Житель Арзамаса Виктор Савельев принес на встречу схематическое изображение села Хохлово, на котором были нарисованы квадратики домов и подписан каждый дом именем его владельца. Кто-то из присутствующих тихо вздохнул: «Бывает, что утром просыпаюсь и ощущаю себя в Хохлово».

Рассказали о том, что жители Хохлово брали воду из Никольского колодца.  С исчезновением села был заброшен и колодец. Этим летом в овраге, заросшем леском, под корнями дерева, был обнаружен родник с вкусной водой. Его расчистили, углубили. И теперь над источником возвышается сруб, на котором поставлена икона святителя Николая и деревянные кресты.

В окрестностях скита за каскадом прудов, которые сейчас уже обмелели, расположено старое кладбище. Там есть и дореволюционные могилы, и захоронения 60-70-х годов ХХ века. В планах привести это кладбище в порядок. Отдать дань уважения прошлому, посеять семена, чтобы получить добрые всходы в будущем…

Совместными усилиями на территории скита был заложен фруктовый сад. На помощь сестрам пришли бывшие жители Хохлово, а также молодые люди – участники добровольческой организации Арзамаса. Новый сад дарит надежду, что из прутиков вырастут плодоносные деревья, ведь у них такие сильные корни.

Дивеевская обитель

Read More:

Человеческое измерение политики Дмитрия Азарова

Дмитрий Игоревич, если бы вас попросили составить визитную карточку Самарской области, о чем бы вы в первую очередь сказали? Самаре есть чем гордиться, у нее есть своя славная история и свои духовные символы. Это регион православный, с развитой промышленностью, с необходимыми условиями для развития сельского хозяйства. Вместе с тем Самара из 85 регионов занимает 65-е […]

История одной семьи

Российский пианист и композитор Антон Батагов не собирался писать произведение к 100-летию революции. Но, как он сам говорит, в нужный момент все получается само. В августе 2016 года Антон Александрович побывал в монастыре Ново-Дивеево, около Нью-Йорка – и родился фортепианный цикл «Где нас нет. Письма игумении Серафимы». «Думаю, само это место не может не тронуть любого человека […]

Школа – это часть монастыря

Дивеевская история. Дети «Школа – это часть монастыря» Если идти по Святой Канавке, то после первого поворота замечаешь желтое двухэтажное здание. Можно подумать, что это сестринский корпус, если бы не звонкие голоса детей, не веселый смех. Мимо по Канавке идут паломники, читают молитву «Богородице Дево, радуйся», удивленно всматриваются в окна. И не догадываются, что в […]