Иерусалим, сходящий с неба…

Величественный паром рассекает глубокие воды Эгейского моря навстречу острову Откровения. Вдали исчезают последние огни Афин ‒ столицы, погружающейся в глубокий сон. Лишь Луна и мириады рассеянных по небосводу звезд, освещающих путь, вводят нас в атмосферу грядущей встречи с таинственным островом. Зная, что остров Патмос увенчивается монастырем Иоанна Богослова, паломники пытаются разглядеть в бесконечном море, когда же, наконец, появится холм, над которым возвышаются белоснежные стены монастыря и крепости. Солнечное сияние уже ясно освящает морскую синеву, смело окунаясь в бездонные воды и переливаясь в неспешных волнах Эгейского моря. И вот, наконец, из легкого тумана возникает заветная земля, освященная явлением Господа и кровью мучеников. Намоленная святая земля…

Остров расположен в 70-ти километрах от берегов Турции, которые видны в хорошую погоду. По преданию, Патмос был обитаем микенцами еще до Рождества Христова. Тогда же этот остров стал местом ссылки. Во время правления императора Домициана, на острове в ссылке жил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Позже его жители бежали с острова от пиратов, и Патмос обезлюдел. И только в начале XI века, с приездом на остров игумена Христодула, началась новая история Патмоса. Об основании монастыря Иоанна Богослова преподобный Христодул ходатайствовал перед самим византийским императором Алексеем Комниным и в обмен за земли святого острова отдал бывшие во владении его духовного сына участки острова Кос. Святой игумен сам составил план святой обители, позаботился и о крепостных стенах, которые должны были оберегать монахов от частых пиратских набегов. Внешний вид монастыря с тех пор не изменился, и паломники могут созерцать его в том виде, каким он был построен святым Христодулом.

Монастырь Иоанна Богослова ‒ главная обитель Патмоса. Его украшают шесть храмов и часовень, трапезные, ризница и монашеские кельи. Жемчужиной этого архитектурного ансамбля является католикон, посвященый Иоанну Богослову, с великолепными византийского письма росписями 1200 года, а также поздние фрески ХVII века наружной стены перед входом в храм. Святые мощи преподобного Христодула покоятся в маленькой часовне в нартексе католикона. В монастыре, как величайшая святыня, хранятся благоухающие цепи, в которых апостол прибыл на остров. Имеются и другие святыни: главы святых апостолов Фомы и Филиппа, частицы Животворящего Креста Господня и святых мощей.

Настоящим сокровищем обители являются библиотека и музей. В музее хранится двести икон византийского периода, древние золотые и серебрянные сосуды для литургии, церковное облачение. Часть сокровищ выставлена для обозрения. Библиотека насчитывает более трех тыся книг и тринадцать тысяч документов.

Ключевое событие на острове Патмос свершилось, когда Иоанн Богослов был уже освобожден и получил указание от Господа возвращаться в Ефес, но жители-христиане просили, чтобы он пожил с ними еще, поучая их в Христовой вере. Однажды разразился гром, содрогнулась земля и камень раскололся на три части. И из этой расщелины апостол услышал голос Божий, открывший ему то, что ожидает Церковь и все человечество в конце времен. Если сложить три пальца, как для совершения крестного знамения, как раз коснешься ими трех маленьких отверстий, которые остались в расколотой стене.

Явление Иисуса Христа святому Иоанну Богослову совершилось в присутствии его верного ученика Прохора, который и записал все, что было открыто Господом апостолу любви. Пещера, где произошло Откровение, находится под зданиями монастыря Апокалипсиса. Это великая милость Божия читать книгу Апокалипсис в самой пещере; каждое слово воспринимается здесь особенно глубоко и отзывается в сердце, умиротворяет душу, оживотворяет ее надеждой. Здесь остро пронизывает чувствое, что мы живем накануне исполнения событий, описанных в Откровении.

Когда пещеру покидают все паломники и прихожане, Господь одаривает особой тишиной. Справа от царских врат ‒ огромная икона видения святому апостолу. На ней изображен Господь, восседающий на престоле во славе и под Ним ‒ лежащий на облаках Иоанн Богослов, внимающий Божиим глаголам. Слева от царских врат находится икона, изображающая любимого ученика Господа с Прохором, записывающим Откровение. В пещере висят семь лампад, символизирующих семь светильников, упомянутых в Откровении. Паломники могут дотронуться до древних камней, которые сохранились до нашего времени, и вложить руку в отверстие, на которое опирался сам Иоанн Богослов. Особо отмечено место, куда он приклонял голову. Здесь находится икона Богородицы в полный рост и всегда стоят живые цветы.

Однажды Господь сподобил меня побывать в пещере Апокалипсиса на крещении ребенка, о чем остались самые яркие и незабываемые впечатления. Крестил сам владыка Антипа, настоятель монастыря Иоанна Богослова. После окончания таинства всем присутствующим раздали коробочки со сладостями. У меня она сохранилась до сих пор и напоминает о великом таинстве крещения, совершившемся на месте явления Самого Господа.

Третьим местом паломничества после монастыря Иоанна Богослова и пещеры Апокалипсиса, является исихастирий Панагия Кумана. Здесь в одиночестве живет геронтисса Филотея. Матушка очень гостеприимная и весьма любит, когда ее обитель посещают паломники из России и Украины. Она рассказала, что греки молятся за Украину и очень переживают за сложившуюся там ситуацию.

Изначально на месте исихастирия Кумана находился скит, созданный в XVIII веке святым Макарием Нотарасом, епископом Коринфа. Поселившись в келии близ монастыря святого Иоанна Богослова, он занялся сбором рукописей святоотеческих текстов, легших впоследствии в основу «Добротолюбия», которое святитель передал в 1777 году Никодиму Святогорцу. Обитель утопает в зелени и словно спряталась за роскошными зелеными ветвями деревьев.

По узеньким и запутанным улочкам города Хоры, следуя указателю на монастырь «Зоодохос Пиги», в конце концов окажешься в женской обители «Живоносный источник», напоминающую маленький поселок со старинными белоснежными домиками, которые плотно примыкают друг к другу. И здесь, как обычно, везде красивые цветы, посаженные на маленьких участках земли и в вазонах. Сестра Мария из Фессалоник, живущая в этом монастыре, любезно открыла мне церковь для поклонения и рассказала про икону Елеуса в католиконе монастыря, которая однажды исчезла на три дня из монастыря и появилась в Америке, где исцелила девочку от болезни глаз. После возвращения иконы в обитель на лике Богородицы появился третий глаз.

На Патмосе расположено около 400 церквей при численности населения около 3000 человек. Узкие улочки Хоры из монастыря Живоносный Источник приводят нас к церкви Дьясозуса. Она находится в чудесном месте, на возвышенности, с которой открывается великолепная панорама на Патмос и его обители и на сверкающее голубизной море. Церковь окружают высокие пальмы и хвойные деревья. Паломники прибывают сюда, чтобы поклониться чудотворной иконе Богородицы Одигитрии, держащей Христа на левой руке. Икону приписывают евангелисту Луке, однако ее стиль свидетельствует, что она была написана уже в поствизантийский период.

Из церкви Дьясозуса живописная тропинка ведет к обители Благовещения, расположенной на скале. Эта монашеская обитель ‒ одно из самых уединенных мест Патмоса, она утопает в цветах, хвойных деревьях и фруктовых садах. Из монастыря отправляемся в маленькую церквушку, построенную на месте, где проповедовал Иоанн Богослов. Дорога серпантином спускается с горы и при каждом повороте открываются великолепные пейзажи острова Откровения. К церкви надо спускаться по мощеным ступенькам через маленький сад с мандариновыми и оливковыми деревьями. Здесь находятся иконы Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Богослова. Вижу и икону русского святого ‒ Луки Крымского, которого, благодаря книге владыки Нектария (Антонопулоса), так любят и почитают в Греции.

Огромное значение для всей страны имеет Экклезиастическая Школа, возвыщающаяся на склоне холма прямо над монастырем Апокалипсиса. Она была задумана еще преподобным Христодулом. В документе о праве собственности, подписанном византийским императором Алексием I, это учебное заведение названо «обителью знания, где будут собираться местные учащиеся». Благой план основателя главного монастыря Патмоса осуществился лишь в восемнадцатом веке при содействии Макариоса Калогераса, служившего диаконом у епископа Никомидии. Школа славилась высоким уровнем образования и в условиях турецкого ига стала настоящим оазисом знаний для многих патриархов, епископов и других греческих знаменитостей. Основатель школы Макариос Калогерас и двое его выпускников, Герасимос Бизантиос и Даниил Карамарес, причислены Церковью к лику святых.

Остров Патмос называют «Иерусалимом Эгейского моря» и «Островом Откровения». Кажется, здесь никогда не бывает непогоды. Когда солнце находится в зените, а небо затягивается тучами, Патмос будто прячет свои тайны в глубинах моря. Вся атмосфера острова погружает в какой-то другой, неведомый мир. Белые здания, голубое небо, сливающееся с бескрайним сияющим морем, словно уже сейчас переносят нас в Небесный Иерусалим.

Вспомнились прочитанные в книге слова одной монахини, пережившей в храме Гроба Господня чувство, что есть только вечность и Бог. Нечто подобное переживается на Патмосе. Необыкновенная тишина, царящая на острове, словно приближает нас к Богу. Многие проблемы кажутся здесь просто несущественными. Мне довелось увидеть, как после посещения скитов святого острова преобразилась душа католички. Мы познакомились с ней случайно, оказалось, что Стефани из Франции. Смыслом ее жизни в последнее время была борьба с Голливудом, который, по ее мнению, использовал под другим именем написанный ею сценарий. Мы вместе посетили скиты Пресвятой Богородицы Кумана, святого Нектария, обитель Благовещения. Нам посчастливилось пообщаться с игуменией скита святого Нектария. На Стефани снизошла благодать, и она совершенно забыла про свою проблему.

Улочки города Хоры, раположенного наверху острова, напоминают лабиринты, и можно долго ходить по ним, восхищаясь старинными домами и гигантскими букетами бургенвиллий, свисающих со стен. С любого холма Патмоса открывается великолепная панорама то на море, искрящееся от изобилия солнечных лучей, то на древние купола святых обителей или на церквушки, спрятанные в тени пышных деревьев, то на извилистые улочки и мощеные дороги.

На Патмосе, как и во всей Греции, в монастырях после литургии по воскресным дням приглашаются все прихожане и паломники на кофе и угощение. Сразу чувствуется, насколько прихожане острова имеют теплые отношения с монашествующими, они ‒ как большая семья, но при этом мирской дух не проникает в обители.

Люди, которых Господь сподобил меня встретить на Патмосе, будь то жители острова или паломники, очень добродушны и просты, в них живет дух апостола любви. Две паломницы из Фессалоник, вместе с которыми мы были на литургии в пещере Апокалипсиса, увидев меня в другой церкви, узнали и попросили молиться за них. В пещере Апокалипсиса я уступила место женщине с поломанной рукой. Она за такой абсолютно естественный поступок потом несколько раз благодарила меня, а в конце службы подарила маленький кошелек с греческой надписью «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» и даже пригласила к себе в гости в Патры. В ответ я подарила ей закладку из молитвослова. Ее подруга, увидев это, подошла и сказала, что тоже хочет такую закладку. Тогда я вытащила вторую, из Евангелия, и подарила ей. Греческие паломницы были так рады!

Одна жительница Патмоса рассказала, что родилась здесь и никогда не покидала остров, потому что ее укачивает на корабле. Просто невероятно, что человек никогда не видел вблизи ни поездов, ни самолетов. А жизнь на острове течет своим чередом. Сюда приезжают большие группы туристов из разных стран мира, особенно из Европы. По рассказам гида, некоторые из них, увидев это святое место, услышав здесь византийское пение, глубоко проникаются православием. Вернувшись на родину, начинают искать православные приходы, становятся православными христианами.

На Патмосе душа погружается в размышления о смысле бытия и окрыляется надеждой, что у каждого из нас в завершение жизненного пути будет встреча с Господом, и мы здесь особенно остро осознаём, что к Нему надо стремиться всей душой. Пещера Апокалипсиса, как и другие святыни острова Откровения, побуждают нас задуматься о вечности. Покидая Патмос, почти все плачут – и туристы, и паломники. Это необыкновенное место остается в сердце навсегда, и воспоминания о нем порождают самые прекрасные чувства. «Ей, гряди Господи!»

Ольга Цвиркун,

г. Киев.

Free Download WordPress Themes
Download Nulled WordPress Themes
Free Download WordPress Themes
Premium WordPress Themes Download
lynda course free download
download redmi firmware
Premium WordPress Themes Download
download udemy paid course for free

Read More:

Вера, действующая любовью

На Пятницком кладбище в Москве, на так называемом дивеевском участке, среди могил сестер Серафимо-Дивеевского монастыря похоронены протоиерей Иоанн Потапов и его супруга Нина Никаноровна Казинцева. Отец Иоанн Потапов принадлежал к тому поколению православных интеллигентов, которые в годы воинствующего государственного атеизма сохранили и приумножили талант веры и в послевоенное время вышли на открытое служение Матери Церкви. […]

Настала великая жатва душ в России

После революционного переворота 1917 года в Россию приходит голод, формируется бюрократический режим власти, репрессии обрушиваются на значительную часть населения, Русская православная церковь лишается всего имущества и юридических прав, фактически ставится вне закона. Весь мир следит за всеохватывающими социальными переменами в России. А в это время молодой епископ Жичский Николай Велимирович с уверенностью пишет своим корреспондентам […]

Кладбище внутри Канавки

В киновии Дивеевской обители, в юго-восточной ее части, среди тихих белоствольных берез, когда-то находилось старинное монастырское кладбище, о создании которого предсказывал преподобный Серафим Саровский еще в 1830 году. В том году в обитель пришла двадцатилетняя Марфа Гавриловна Мунина, которую Старец называл «первоначальницей». Смысл предсказания открылся, когда Марфа Гавриловна скончалась 4 ноября 1853 года и первая […]