Дивеевская география. Франция
Парижский адрес Серафима Саровского
Храм преподобного Серафима Саровского и Покрова Пресвятой Богородицы
в Париже мне особенно дорог. Здесь такое пронизывающее ощущение тишины
и святости, покоя и молитвенного настроя, что возникает чувство, будто находишься
в старинном русском намоленном храме.
Русская церковь на рю Лекурб – единственная деревянная в городе. Она уникальна еще и тем, что сквозь отверстия ее крыши наружу выходят два клена. Одно дерево находится прямо в церкви, а другое, на которое священнослужители вешают кадило, – в алтаре. Их специально во время постройки храма сохранили строители. Настоятель церкви во время проповедей обращает внимание прихожан на эти деревья, говоря о том, что «мы должны быть подобны живому дереву, приносящему плоды, а не сухими мертвыми смоковницами…»
Во внутреннем дворике находится сад с березами. Одна береза растет
у церковного крыльца. Таким образом, храм Серафима Саровского своим видом напоминает о далекой родине святого, вызывает в памяти образ коленопреклоненного стaрца, молящегося в лесу среди деревьев
Внутренний вид храма Серафима Саровского в Париже
В Париже находится, наверное, самое большое количество русских православных церквей по сравнению с другими европейскими столицами. Это – храмы святого благоверного князя Александра Невского, Трех Святителей, Успения Пресвятой Богородицы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и другие. Их первыми прихожанами были русские эмигранты, которые покинули Россию после октябрьской революции. Так как многие работали на заводах Ситроен и Рено, то два храма – Трехсвятительский и в честь преподобного Серафима – были открыты в том же XV округе.

Как произошло, что огромное количество людей оказалось за пределами своей родины и какой промысел Божий в этом? Митрополит Антоний Сурожский ответил на этот вопрос так: «Мы покинули Россию против своей воли. Нам пришлось покинуть родину. И мы родину унесли с собою в сердце. Мы оставались русскими до глубин души. Для нас Россия была все. Я помню, как когда-то, мне было лет четырнадцать, я ехал с одним русским на поезде в школу. И он сказал мне: "Почему же ты не принимаешь французское подданство?" Я ему ответил: "Я предпочитаю умереть русским, чем жить иностранцем". Зачем же родина нас выкинула из своих пределов? Зачем пять миллионов русских, которые только мечтали о том, чтобы служить родине, должны жить где-то, перебиваться, доживать свой век и вымирать? Я помню статью Бердяева, которая меня позже, конечно, вдохновила, где он говорит, что это дело Божие. Господь бросил нас как семя, рассеянное по всей земле, для того, чтобы мы принесли странам, в которые мы попадем, свидетельство православия – полноты веры Христовой. Это вдохновило многих из нас. Тогда, вместо того чтобы отчаиваться в том, что мы оказались вне родины, мы восприняли свое присутствие за границей как призыв Божий к тому, чтобы принести православие и любовь к России».

Весной 1932 года Общество бывших комбаттантов Галлиполи*, которое занимало уже много лет крыло дома 81 по улице Мадемуазель в XV округе Парижа, переехало по новому адресу и сюда же перенесло передвижную церковь. В июле 1932 года среди этих прихожан организовалась группа, которая под предводительством бывшего настоятеля церкви галлиполийцев протоиерея Порфирия Бирюкова обратилась к митрополиту Евлогию (Георгиевскому)
с просьбой создать новую церковь и организовать для этого сбор пожертвований. Но найти место для храма оказалось непросто. Впоследствии отец Порфирий был назначен настоятелем прихода в Лионе, и временно этот вопрос потерял свою актуальность. Позже созданием храма для многочисленной русской диаспоры занялся новый его настоятель – отец Димитрий Троицкий. Он был осведомлен о предыдущих бесплодных попытках создать храм в XV округе Парижа, но все же, уповая на милость Божию, приступил к осуществлению этого необходимого проекта. Отцу Димитрию удалось создать крепкий, с воодушевлением работающий приходский совет
и привлечь в старосты прекраснейшего человека – М.Н. Любимова, способного загораться всей душой, когда надо было осуществить что-нибудь полезное для церкви, и сведущего в технике отчетности, так как по профессии он был бухгалтер.
Внешний вид храма Серафима Саровского
В 1932 году решено было оборудовать храм в бараке рядом с общежитием Свято-Сергиевского института. Освящение церкви состоялось в 1933 году
и было приурочено к 30-й годовщине канонизации преподобного Серафима Саровского. Как отмечал митрополит Евлогий (Георгиевский), «она сохранила какой-то милый, скромный вид, напоминая любимую пустыньку преподобного, куда медведь к нему приходил».

2 июля 1933 года богослужение возглавил митрополит Евлогий, пел хор под руководством Е.А. Варёновой. Маленький храм не смог вместить всех желающих, и многие находились снаружи. Митрополит Евлогий в своей проповеди упомянул житие преподобного Серафима Саровского и его особенную близость русским православным. Он также отметил, что создание этой церкви в XV округе Парижа, населенного преимущественно рабочими
и малоимущими русскими, могло осуществиться только при поддержке святого. Владыка с уверенностью сказал, что лампадка, зажженная в этот день перед иконой преподобного Серафима Саровского, всегда будет освящать их жизнь, даруя духовную радость и душевный мир. Староста писал, что владыка Евлогий благоволил храму, проявлял отеческую заботу о нем и оказывал всемерную поддержку, его всегда интересовало все, что касалось этого прихода. Во время престольных праздников митрополит служил в храме и участвовал в скромной трапезе прихода. Он подарил церкви плащаницу из московского Страстного монастыря, спасенную им во время разграбления церквей большевиками. Всех, кто работал в храме, владыка Евлогий называл «слугами святого Серафима».

Для того чтобы привлечь внимание к новосозданной церкви, в 1933 году два раза опубликовали объявление в русском журнале Парижа «Возрождение»,
с просьбой о пожертвованиях. Многие верующие начали тянуться в храм на улицу Лекурб, как к источнику света. Преподобный батюшка собрал многочисленный верующий люд не только из XV округа французской столицы, но и со всего Парижа. Как рассказывал настоятель, даже те люди, которые не были воцерковлены, приходили в церковь преподобного Серафима впервые исповедоваться. В маленьком храме скоро стало тесно, пришлось подумать
о расширении. Решили использовать навес над двором и сделать пристройку из соломита**. Но как собрать нужные деньги? При входе в храм вывесили план пристройки, чертеж был разбит на клеточки – «кирпичики», лепта в 15–20 франков давала право «кирпичик» зачеркнуть и вписать свое имя. В течение года все клеточки были зачеркнуты.

В первый год существования церкви была создана приходская школа для русских детей, в которой преподавались основы православной веры, русский язык и литература, история, география, а когда позволяли обстоятельства, то даже уроки гимнастики.

В 1935–1938 годах по ходатайству отца Димитрия образовались Серафимо-Дивеевское сестричество и ассоциация помощи русским беженцам под руководством старшей сестры – Клеопатры Мартыновой. Сестер в Серафимо-Дивеевской общине было немного – восемнадцать-двадцать, они поддерживали порядок в храме, чинили облачения, занимались благотворительностью.

В 1970 году произошло объединение Серафимовского прихода и созданного в 1932 году монахиней Марией (Скобцовой) прихода Покрова Богородицы. С тех пор у храма двойное название: в честь преподобного Серафима Саровского и Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм, который вошел в состав Серафимовской церкви, дал православному миру четырех святых, которые погибли в концлагере, это – монахиня Мария (Скобцова), священник Дмитрий Клепинин (1904–1944), сын Марии Скобцовой – чтец Георгий (1921–1944), Илия Фондаминский (1880–1942). Они проявили верность Христу, вплоть до смерти, являя истинный пример жизни по Евангелию. Во время фашистской оккупации ценой собственной жизни эти люди спасли многих евреев.

Из-за нового притока прихожан церковь стала слишком маленькой, и в 1974 году было решено перестроить ее и расширить. Новая деревянная церковь была построена по проекту Н.А. Федорова. В 1988 году стены были покрыты красным кедром под руководством отца Михаила Осоргина. А в 2003 году, к 70-й годовщине церкви и 100-летию канонизации преподобного Серафима, был обустроен вход в храм и расширена апсида с помощью архитектора Сами Табе.

Звонница храма Серафима Саровского
Понемногу в приходе стали возникать разные полезные начинания. Открыли кассу помощи семьям умерших прихожан, организовали очень хороший хор, ввели частое богослужение, а по субботам – заупокойную литургию с общей панихидой, в определенные дни собирались средства для инвалидов, для Свято-Сергиевского богословского института, для помощи больным туберкулезом, для детского летнего лагеря. Проводились также сборы денег на памятник славы русских солдат в Мурмелоне и для Успенской церкви на русском кладбище
в пригороде Парижа Сент-Женевьев-де-Буа.

Создатель Серафимовского храма отец Димитрий Троицкий (1886 –1939) был митрофорным протоиереем, кандидатом богословия и благочинным парижских церквей. Во время гражданской войны он служил в Белой армии, где окормлял казачьи воинские части. Любимов характеризует отца Димитрия как «горячего русского патриота и замечательного церковного деятеля, отличного организатора и администратора». Он безгранично заботился о своей пастве; посещая семьи в XV округе, знакомился с их потребностями и помогал им духовно и материально. Отец Димитрий способствовал изданию в 1938 году акафиста преподобному Серафиму Саровскому в честь 35-летия его канонизации. Он был первым священнослужителем в Париже, который ввел
в службы Великого поста Пассию.

С 1978 года в храме служил протоиерей Николай Солдатёнков – правнук старшего сына Пушкина Александра. О нем говорили, что он «умел выслушать человека до донышка». В это же время клириком этой церкви был протоиерей Михаил Осо́ргин, о котором вспоминали, что он был человеком необычайной духовной высоты, необычайной честности и величайшей веры.

Сейчас настоятелем храма является протоиeрей Николай Чернокрак, родом из Сербии. Более сорока лет его жизни связаны со Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже, где он сейчас является деканом. В храме также служит француз священник Кристоф Левалуа – писатель, журналист, основатель первого информационного сайта на французском языке Orthodoxie.com, освещающего актуальные события и жизнь Православной Церкви в международном масштабе.

Богослужения проводятся на церковнославянском и французском языках.

Богослужение в храме
В храме имеются замечательные реликвии, вмонтированные в икону
с изображением Серафима Саровского, которая лежит на аналое: частица мощей преподобного Серафима, частица камня, на котором он молился 1000 дней, частица мантии святого, а также небольшое количество муки, которую сестры Дивеевского монастыря мололи на ручной мельнице и раздавали по горстке паломникам как благословение. Эта икона преподобного Серафима Саровского была написана еще до революции монахом из Оптиной пустыни
и хранилась в покоях Орловского епископа Серафима (Остроумова). Владыка поручил ее своей духовной дочери Зинаиде, которая эмигрировала во Францию, и велел передать святой образ митрополиту Евлогию. Владыка Евлогий распорядился вставить икону в киот и поместить в студенческой церкви на улице Лекурб, где позже была основана церковь в честь преподобного Серафима Саровского.
Икона Серафима Саровского
Одной из почитаемых храмовых икон является список с образа Божией Матери Песчанской, явленного святителю Иоасафу Белгородскому в 1754 году в городе Изюме. Во время пребывания этой иконы на фронтах Первой мировой войны русские войска не знали поражения, отсюда проистекает ее почитание в русской эмиграции.

Вышитые святой мученицей монахиней Марией (Скобцовой) покрова находятся справа от дерева. Одну из вышивок мать Мария не успела закончить, приняв смерть в газовой камере вместо молодой женщины 30 марта 1945 года, в Страстную Пятницу.

Святыни храма Серафима Саровского
Еще протоиерей Димитрий Троицкий начал делать записи чудес, происходивших по молитвам к преподобному Серафиму.

Так, занятая с утра до вечера работой, Лидия Ивановна Бирюкова редко посещала храм Божий. Однажды батюшка упрекнул ее в этом. Некоторое время спустя она пришла, сияющая, и сказала ему: «После ваших упреков, отец Дмитрий, я пошла в вашу церковь и помолилась перед иконой преподобного Серафима Саровского, и потом, уставшая, вернулась домой. Несколько дней спустя мне приснилось, что я нахожусь в вашей церкви справа и молюсь перед той же иконой. И потом вижу, что стена, на которой висит икона, исчезла,
и осталось только лицо святого, живого, ласкового, и он мне шепчет: "Спасибо тебе за это, и спасибо также за эту маленькую молитву". И вот, слезы радости, которые вы видите на моем лице, меня подтолкнули вас увидеть сегодня и рассказать об этом чудесном умиротворении моей души».

Знаменитый писатель Иван Сергеевич Шмелев однажды после литургии рассказал многочисленным прихожанам о своем чудесном исцелении. Он тяжело заболел, но продолжал уповать на милость Божию и молиться преподобному Серафиму Саровскому и великомученику Пантелимону. Уже будучи в парижском госпитале, он отчетливо почувствовал, что святой Серафим здесь, с ним. Спокойная уверенность поселилось в его душе: «Он со мной, я под Его покровом, в Его опеке, и мне ничего не страшно». Свидетельством этого был сон, когда вместо своих имени и фамилии на рентгене писатель отчетливо увидел надпись: «Св. Серафим»! В результате этого чудесного заступничества назначенная ему операция не понадобилась.

Третье чудо, описанное отцом Димитрием Троицким, касается мальчика девяти лет, Игоря Мурина, у которого после ангины произошло осложнение на почки: «Его лечил доктор Хмелевский и потом профессор – один из лучших французских специалистов. По прогнозам докторов и результатам анализов, ребенок умирал. Врачи известили об этом родителей, и тогда доктор Хмелевский, чтобы их утешить, посоветовал пойти помолиться преподобному Серафиму. Родители пришли в церковь, помолились угоднику Божьему – и опасность отошла от мальчика; врачи недоумевали, каким образом могло произойти исцеление.

Начиная со времен протоиерея Димитрия Троицкого приход преподобного Серафима Саровского живет активной жизнью. Здесь регулярно проводятся конференции, катехизические «Православные встречи». В Дни открытых дверей посетители могут послушать литургическое пение и народные русские песни
в исполнении церковного хора, приобрести иконы, книги, рукоделие. Гиды проводят для посетителей экскурсии.

Во Франции в сентябре проходят Европейские Дни Наследия, во время которых можно бесплатно посетить музеи, замки и даже Елисейский Дворец! Церковь преподобного Серафима в Париже тоже входит в список для посещения.

Французы узнают про этот храм также из путеводителей. Описывая свои впечатления, они в своих блогах пишут, что «два красивых внутренних двора, окруженные домиками, нас перемещают во времени». На фотографии, сделанной в церковном дворе, одна из посетительниц написала на французском языке: «Россия в Париже». Другая парижанка – Мод – в своем блоге написала про церковь: «Чудесная прогулка во времени и пространстве и очень красивое место для сосредоточенности».

А вот цитата из блога Жана-Мишеля Туш, который целую страницу посвятил храму преподобного Серафима: «Здесь царит молчание, робкий свет свечей, лики и сияющие цвета икон вас захватывают. Особенная атмосфера этого храма помогает вам обрести себя и дает ощущение близости с Тем, Кому вы пришли помолиться».

Внутренний вид храма Серафима Саровского
Саровчанин по происхождению иерей Николай Никишин, с 1977 года живущий во Франции, разработал паломнический маршрут, который включает в себя также посещение храма преподобного Серафима Саровского. Свой интерес
к личности святого он объяснил так: «Во Франции преподобный Серафим предстал для меня в новом качестве. Мои западные знакомые стали рассказывать мне о том, что он им являлся. Другие поведали, что стали его почитать, так как его жизнь, учение и чудеса непосредственно им помогли и даже заставили изменить свою жизнь. Тогда я заинтересовался, почему преподобный Серафим, никогда не говоривший на иностранных языках, сумел проникнуть в сердца этих людей. Почему я тут живу, и у меня мало друзей,
а у батюшки Серафима, как оказалось, много друзей. А потом я увидел материально воплощенные свидетельства такого почитания: во всех без исключения эмигрантских церквях имеется икона преподобного. В Бургундии есть женский православный монастырь, в котором сестры – француженки и англичанки по происхождению – настолько почитают батюшку Серафима, что
у себя в саду они воспроизвели келью преподобного. Вначале такие детали просто озадачивают,
а потом умиляют».

Сейчас во Франции имеется около десяти переложений жития преподобного, написанных французами для различной читательской аудитории – детей, юношества, широкой публики, научных монографий и т.д. Иоанн Накос в свою книгу «Защитная речь по поводу теологии животного», изданную в Лионе в 2001 году, включил пример из жития преподобного Серафима Саровского о том, как святой старец кормил в лесу дикого медведя.

Известный французский богослов, историк, профессор Свято-Сергиевского богословского института Оливье-Морис Клеман неоднократно в своих трудах упоминал преподобного Серафима.

В Театре Святого Леона в ноябре 2008 года состоялась премьера современной мистерии «Pomogui!» («Помоги!») с подзаголовком «Вопль человечества», главным героем которой является Серафим Саровский. На премьере спектакля присутствовала делегация культурной общественности Сарова во главе с мэром города А.Г. Орловым. До сих пор эта постановка пользуется неизменным успехом у публики. Автор и постановщик спектакля – французская актриса, пианистка, драматург и режиссер Катрин Фанту-Гурнэ. В 1993 году, после того как ей было откровение от преподобного Серафима, Катрин Фанту-Гурнэ вместе с Натальей Дмитриевной Хвостовой совершила паломничество в Дивеево. После этого стараниями Катрин в храме Сен-Лё-Сен-Жиль, где хранятся мощи святой равноапостольной царицы Елены, образован православный придел
в честь преподобного Серафима Саровского. Ему посвящены церкви в Бордо
и Монжероне, часовни в Ницце и в городе Шель.

Храм преподобного Серафима Саровского и Покрова Пресвятой Богородицы
в Париже мне особенно дорог. Здесь такое пронизывающее ощущение тишины
и святости, покоя и молитвенного настроя, что возникает чувство, будто находишься в старинном русском намоленном храме. Господь сподобил меня посетить Серафимовскую церковь в День открытых дверей. Об этом посещении у меня остались самые теплые воспоминания. Все происходило
в дружественной атмосфере, паломники и туристы могли послушать увлекательную историю храма, церковное пение, а также пообщаться в саду за трапезой возле церкви. Очень поучительным было посещение вечерних лекций на духовные темы, в которых изучался подробно Ветхий Завет с комментариями святых отцов.
Иконостас храма Серафима Саровского
Несколько лет назад батюшка Серафим совершил для меня чудо в этой церкви. Я пришла сюда на вечернюю службу накануне праздника святителя Николая Чудотворца. Прикладываясь к иконе святителя, увидела, что к его образу приставлена Холмская икона Пресвятой Богородицы, которую очень почитаю. Это было удивительно, потому что об этом образе Богородицы мало кто знает даже на Украине. А в сам день праздника у меня было важное событие, как раз связанное с этим чудотворным образом, и тогда я глубоко ощутила заступничество Пресвятой Девы, помощь святителя Николая и батюшки Серафима.

И еще хочу рассказать о том, что батюшка Серафим повлиял на решение моей новой знакомой Екатерины, еще не воцерковленной и никогда не приступавшей к святым таинствам, пойти на пасхальную службу. Она захотела принять участие в пасхальном торжестве и причаститься Святых Христовых Тайн именно после прочтения этого материала, так ее вдохновил преподобный Серафим Саровский!


Ольга Цвиркун, г. Киев

* Русская воинская организация, созданная 22 ноября 1921 года чинами 1-го Армейского корпуса Русской армии генерала П.Н. Врангеля.

** Соломит – материал из соломы в виде матов, плит или блоков.

Вход на территорию храма Серафима Саровского