Монастырь в селе Большая Норья

Купола отражаются в зеркале пруда, колокольный звон разносится по округе, – благодать и спокойствие. Это старинное удмуртское село Норья. Предположительно оно возникло в XVII веке, и его история насчитывает более четырехсот лет. Первые жители пришли в норьинские места со стороны Татарстана. После разорения столицы удмуртского княжества – города Арска, – не выдержав экономического и религиозного давления со стороны русских и татар, арские жители уходили на малозаселенный восток с огромными лесными массивами, богатыми пушниной и зверьем. Основная часть рода Норья обосновалась в центральной Удмуртии по берегам рек Постол и Лудзи. В честь навсегда покинутого родного селения Сизя (современный Арский район Татарстана) соседнюю с Норьей деревню назвали Сизяшур-Норья. В течение столетий воршудно-родовая группа Норья* разрослась, выходцы из родового селения основали пятнадцать деревень.

Изначально село называлось Большая Норья, самые ранние сведения о нем обнаружены в списке населенных мест Вятского наместничества за 1781 год. Официально датой возникновения поселения принято считать открытие прихода, который, по сведениям настольной книги о церквях и духовенстве Вятской епархии, образован в 1841 году.

18 июля 1841 года вятский епископ Неофит послал прошение на постройку церкви в деревне Большая Норья с образованием нового прихода из двенадцати селений. Определением от 30 июля того же года Святейший Синод разрешил постройку деревянной церкви по чертежам для временных церквей. В 1843 году храм с одним престолом в честь святых апостолов Петра и Павла открыл свои двери для прихожан. На его территории располагались деревянные дома для проживания монашествующих, хозяйственные постройки, имелось подсобное хозяйство. В 1844 году населенный пункт получил статус села и стал центром Большенорьинской волости. Здесь были свой земский фельдшер, волостной старшина, полицейский урядник, земское одноклассное училище, две мельницы. По итогам десятой ревизии 1859 года, в 83 дворах казенного села Большая Норья при речке Уйвайке проживали 241 житель мужского пола и 244 – женского. Жители занимались земледелием, пчеловодством, ремеслами: кузнечным, столярным и слесарным. В 1869 году при церкви было создано церковно-приходское попечительство, оно решало задачи по открытию школ, библиотек, обществ трезвости.

В 1889 году Елабужский попечительский Черновский комитет ассигновал на постройку каменного храма в Норье 10 тысяч рублей. Было закуплено железа на 1347 рублей, заплачено за выработку кирпича в количестве 96800 штук крестьянину Симеону Столбову 513 рублей 20 копеек и подрядчику нолинскому купцу П.М. Братухину за работу по контракту и за выработку кирпича (575 тысяч штук) 8123 рублей 02 копейки, за написание контракта в городе Сарапуле у нотариуса заплачено 20 рублей 30 копеек Все расходы заносились в книгу и на купленные материалы имелись счета.

Храм был построен на проценты с капитала Елабужского купца Феодора Чернова в 1893 году с тремя престолами: главный во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Главный престол освящен 18 ноября 1893 года по поручению епископа Вятского и Слободского Сергия благочинным третьего округа Сарапульского уезда протоиереем Василием Успенским. В 1897 году были освящены еще два придела – Покровский и Богоявленский. По данным переписи населения 1897 года, в селе проживало уже 884 человека.

Церковь действовала первые двадцать лет советской власти, а в августе 1938 года Большенорьинский сельсовет предложил церковному совету произвести ремонт здания церкви ввиду его ветхости. На ремонт требовалось 20 тысяч рублей, и церковный совет отказался произвести ремонт. Среди населения семнадцати населенных пунктов провели голосование, в котором приняли участие 1430 человек. 1068 человек высказались за закрытие церкви. В сентябре 1938 года священник Н. Кунгуров написал заявление об отказе от выполнения своих обязанностей. Указом Президиума Верховного Совета УАССР Петропавловская церковь была закрыта 10 июня 1940 года. При попытке разобрать колокольню не удавалось извлекать целые кирпичи, а только бой, что спасло церковь от дальнейшего разрушения.

Некоторое время в здании храма располагался сельский клуб, склад и зернохранилище. Только спустя полвека церковь была возвращена верующим, и сегодня она считается одной из красивейших в Удмуртии.

Однажды зимней порой, в пургу, как вспоминает нынешний митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, он вез в Русский Пычас Можгинского района икону преподобного Серафима с частицей мощей. «После службы владыка** сказал, что обратно поедем через Норью, – рассказывает митрополит Викторин. – Что это за Норья, я тогда не знал. Здесь тогда не было ни храма, ничего. Но владыка сказал мне: здесь должен быть монастырь! И вот он! Стоит! Сколько труда и своих сбережений вложил владыка Николай в этот монастырь. Со всего мира мы собирали деньги на эту обитель, и вот она! Теперь мы имеем радость собираться здесь и служить Божественную литургию».

С 1992 года Петропавловская церковь в селе Норья вновь стала действующей. С 1994 года при Свято-Александро-Невской церкви в селе Русский Пычас под духовным руководством архимандрита Василида (Пешкова) начала собираться община сестер, желающих иноческого жития. 4 января 1998 года здесь был официально открыт женский монастырь, названный Мало-Дивеевским Серафимовским. В 2001 году по благословению архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая сестры были перемещены из Русского Пычаса в село Норья. У местных крестьян были выкуплены земли около храма, на которых построили келейный корпус и хозяйственные постройки. В 2006 году была закончена постройка сестринского келейного корпуса и освящен домовой храм в честь равноапостольной Марии Магдалины.

Монастырь стоит почти на берегу озера, у самого подножья густого леса. Его ворота открыты для всех желающих. Приезжают, как правило, во время постов – пожить столько, сколько нужно, стар и млад, даже с грудными детьми. Едут, чтобы исповедоваться, причаститься, побеседовать с батюшкой и помочь обители, исполняя послушания. На территории монастыря находится гостиница с пятиместными кельями. Ежедневно проводится богослужение. Каждый вечер – крестный ход с чтением молитвы «Богородице Дево». По утрам совершается молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому.

«Преподобный Серафим – это пример действенного проявления в человеке любви, – говорит епископ Сарапульский и Можгинский Антоний, – а любовь для христианина – это самое главное. Бог есть любовь. И истинная любовь не может не проявляться в делах жизни. Сейчас в нашей жизни любви особенно не хватает: и в миру, и в семьях, и в монастырях. Если мы приобретем любовь, если она будет в наших сердцах и в наших семьях, то все остальное приложится, а если не будет любви, то вся наша жизнь, вся наша деятельность, какие бы храмы мы ни строили, как бы их не украшали, все будет впустую. И я желаю каждому верующему научиться у преподобного Серафима этой любви».

«Дивеевская обитель» по материалам интернета

* Воршудные имена – это очень древние названия, указывающие на места былого проживания или переселения людей того или иного удмуртского рода.

** Тогдашний Ижевский правящий архиерей – архиепископ Николай (Шкрумко).