Дивеевская география. Пензенская область
История одного источника
Связь между живоносным источником города Спасска, преподобным Серафимом Саровским и царской семьей переплетается с историческими событиями более чем столетней давности.
Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» у родника
Истории этой, может, десять лет, может, сто, а может, еще больше. События десяти лет – это то, что видели и помнят ныне живущие люди в городе Спасске Пензенской области. В годы СССР город именовался Беднодемьяновском, а в 2005 году ему было возвращено историческое название.

В полутора километрах к северу от города есть овраг. Такой же, как и сотни других оврагов, но имеющий два существенных отличия. Во-первых, этот овраг имеет собственное имя, он называется Касауровым оврагом. Название это прошло сквозь века, передаваясь из поколения в поколение и оставаясь в народной памяти, но так и не закрепилось на топографических картах. А во-вторых, на вершине оврага бьет родник с очень чистой и вкусной водой, про который всегда знали, что он – святой. О святости родника напоминали два установленных там старых железных креста да рассказ одной жительницы, утверждавшей, что получила здесь исцеление от неизлечимого заболевания в 80-х годах XX века. Редкие путники заходили к нему набрать воды и утолить жажду, так как дороги к роднику не было.

Новую жизнь родник получил летом 2007 года, когда несколько жителей решили его немного подправить. Сруб колодца к тому времени совсем прогнил, а металлический желоб проржавел. В ходе расчистки истока нашли камень, на котором была написана икона преподобного Серафима Саровского, молящегося Божьей Матери. Этот камень и сегодня находится на источнике.

Обретение камня стало большим событием в жизни небольшого города, и в считанные дни об этом знал практически каждый житель. Следует отметить, что жители Спасска, исторически очень воцерковленные, случившееся восприняли как знамение, и каждый захотел быть причастным к благоустройству родника. Кто-то давал деньги, кто-то приходил потрудиться. Вскоре над источником появилась часовенка, а рядом было решено строить купальню. Затем были оборудованы дорожки, выложен плитами спуск, сварены перила, высажены деревья, произведены многие другие работы. И общими трудами родник обрел совсем другой вид, стал городской достопримечательностью. С тех пор на источнике начали проводить богослужения и ежегодно на Крещение Господня освящают воду.
Найденный камень с изображением батюшки Серафима, начало работ по благоустройству на источнике
На этом историю можно бы и закончить, но спустя девять лет она получила продолжение. 6 мая 2016 года, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», на родник был совершен крестный ход от храма Вознесения. Так случилось, что в этот день из пензенского Троицкого монастыря в Дивеево возвращалась икона царицы Александры Феодоровны с житийными клеймами, написанная в Палехе, по-видимому, для нового приходского храма. Сопровождающие икону сделали остановку в Спасске и, узнав о крестном ходе, решили присоединиться к нему. Во время молебна на источнике присутствовавшие почувствовали благоухание, исходившее от образа. Это событие произвело на всех большое впечатление, было решено установить поклонный Крест на том месте, где находилась икона царицы.

Крест изготовили за месяц местные жители. На 12 июня 2016 года был запланирован крестный ход на источник и установка там поклонного Креста. В этот день через город своим крестным ходом проходили казаки с Табынской иконой Божией Матери. Они направлялись в Екатеринбург на Царский крестный ход, проходивший 16–17 июля. За последние шесть лет казачий расчет с Табынской иконой Божией Матери прошел более 1700 населенных пунктов России и мира, они были в Косово, Сербии, Абхазии и Осетии. Узнав об источнике и связанных с ним событиях, они присоединились к нашему крестному ходу.
После этого обустройство источника началось с новыми силами. Один из жителей решил воздвигнуть за крестом часовню, на что получил благословение правящего архиерея. Хотя для постройки и установки часовни были наняты строители, многие люди приходили им помогать. Кто-то привез песок, кто-то копал фундамент, кто-то помогал техникой.

И вот 22 октября 2016 года на роднике прошло освящение вновь построенной часовни, которую назвали в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Наблюдая преображение старого оврага, многие задались вопросами: «А что же это за место? Почему его чтили многие поколения? Откуда здесь старые кресты?»

Изучение церковных архивов в Спасске ничего не дало. Помог случай. В семейном фотоархиве одной из жительниц Спасска сохранилась старинная фотография, сделанная на этом роднике. Подпись к фотографии гласит: «Фото 1917 года въ июле мс-це. Городъ Спасскъ Тамбовской Губернии. Крестный ходъ съ Сарова. Настоятель – О. Тихонъ».
Фото 1917 года въ июле мс-це. Городъ Спасскъ Тамбовской Губернии. Крестный ходъ съ Сарова. Настоятель – О. Тихонъ
Через открытые данные в интернете я стал вести поиски, что или кто объединяет Спасск, Саров, Дивеево и Царскую семью.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной будущим священномучеником Серафимом (Чичаговым) и изданной в 1903 году, в главе XXXII есть жизнеописание блаженной Прасковьи Ивановны, так называемой Паши Саровской: «Блаженная Прасковья Ивановна, (в миру Ирина) всем известная по данному ей прозвищу "Паша Саровская" и почитаемая в обители за "маменьку", родилась в 1795 году в Тамбовской губернии Спасского уезда, в селе Никольском, в поместье г-д Булыгиных. Господа отдали ее 17 лет против желания и воли замуж за крестьянина Феодора. По прошествии пятнадцати лет г-да Булыгины продали их другим помещикам – немцам, господам Шмидтам, в татарское село Сургодь. Чрез пять лет после этого переселения муж Ирины заболел чахоткой и умер. Тогда господа ее взяли в кухарки и экономки. По обвинению в краже ее зверски избили солдаты, истязали, пробили ей голову, порвали уши... Позже подтвердилась ее непричастность к краже.

Блаженная Паша Саровская
После перенесенного истязания невинная Ирина не была в силах жить у господ "нехристей" и в один прекрасный день ушла. Помещик подал заявление о ее пропаже. Через полтора года ее нашли в Киеве среди богомольцев. Ирину посадили в острог и препроводили по принадлежности к помещику. Шмидты, чувствуя свою вину и как они жестоко отнеслись к ней, простили Ирину, желая опять пользоваться ее услугами и стараниями исполнять свои послушания. Господа сделали Ирину огородницей. Она убежала вторично.

Через год, по объявлению, ее опять нашли в Киеве и арестовали. Снова ей пришлось претерпеть страдания острога, этапного препровождения к помещикам, и наконец, к довершению всех испытаний, господа не приняли ее и выгнали раздетую, без куска хлеба на улицу деревни.

Пять лет она бродила по селу как помешанная, служа посмешищем не только детей, но и всех крестьян. Тут она выработала привычку жить все четыре времени года на воздухе, голодать, терпеть стужу и затем пропала. За неимением личных сведений мы не можем сказать, где она жила до переселения в саровский лес, или она прямо удалилась туда из господской деревни...»

Соотнеся жизнеописание с картой того времени, можно увидеть, что город Спасск, села Никольское, Сургодь, Шмидовка (вероятно, тоже владение Шмидтов) и родник находятся в пешей доступности и возможно, именно в этом овраге и возле этого источника Параскева Ивановна жила и молилась эти пять лет.
Карта Спасского уезда Тамбовской губернии
«В саровском лесу она пребывала, по свидетельству монашествующих в пустыни, около 30 лет; жила в пещере, которую себе вырыла. Говорят, что у нее было несколько пещер, в разных местах обширного непроходимого леса, переполненного хищными зверями и медведями. Ходила она временами в Саров, в Дивеево, и ее чаще видели на саровской мельнице, куда она являлась работать на живущих там монахов.

После кончины 30 января 1884 года (по ст. ст.) блаженной Пелагеи Дивеевской Параскева навсегда поселилась в Серафимо-Дивеевском монастыре, где приобрела буквально всероссийскую известность благодаря дару прозорливости.

Во время саровских торжеств 1903 года по канонизации преподобного Серафима Саровского блаженную посетили император Николай II с императрицей Александрой и члены царской семьи. Согласно дивеевскому преданию, Параскева предсказала им рождение сына-наследника. С этого времени началось почитание старицы царской семьей, так что, по свидетельству ее келейницы Евдокии Барсковой, к блаженной постоянно приезжали великие князья с вопросами от государя…»
Царь Николай II и царица Александра Феодоровна у блаженной Параскевы Саровской. Роспись Казанского собора Серафимо-Дивеевского монастыря
Таким образом, установившаяся в настоящее время связь между живоносным источником города Спасска, преподобным Серафимом Саровским и царской семьей переплетается с историческими событиями более чем столетней давности.

Сделанные выводы не более чем предположения, основанные на ряде косвенных сопоставлениях. Более подробная информация, возможно, есть в архивах, но нам пока она не известна.

Но есть родник, есть купальня, есть поклонный Крест, есть изумительной красоты часовня. Есть место, куда приходят за физическим и душевным исцелением. И что самое главное – постоянно находятся люди, которые глубоко проникаются святостью этого места и вносят свою лепту в благоустройство родника. Людей этих так много, что мы не стали перечислять их здесь по фамилиям, дабы никого не забыть и никого не обидеть. Да и история эта не о людях, это история одного источника.




Дивеевская обитель
Александр Горлов,
г. Спасск Пензенской области