ДИВЕЕВО -
удел Божией Матери
Дивеево — удел Божией Матери
Царица Небесная явилась монахине Александре в киевском Флоровском монастыре и велела отправиться на север России и посещать все великорусские обители, посвященные Ей. И указала место, на котором обещала основать такую обитель великую Свою, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря, четвертого удела Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киева.
Явление Царицы Небесной преподобной Александре в селе Дивееве
«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве. И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе. Живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

«
«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, — сказала Божия Матерь преподобной Александре, — когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве».
И продолжила Царица Небесная: «Живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»
Укрепляемая глубокой верой в непреложность этого обетования, матушка Александра великими трудами, слезным покаянием, непрестанной молитвой, предстоянием на мысленной Голгофе созидала первую общинку, полагая твердое основание будущей великой обители. Она во всем была руководима Самой Богородицей; несомненно, что только по Ее воле просила молодого иеродиакона Серафима позаботиться о дивеевских сестрах. И впоследствии батюшка Серафим ни одного камушка не положил в обители без благословения Царицы Небесной.

Перелистываем «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Насколько же очевидно Сама Царица Небесная печется о Своей обители. Обещала: «И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу
и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих,
и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных,
с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!» Так и есть на самом деле. Прежде и теперь без больших собственных средств строились и строятся храмы, созидается обитель. До революции проживало в Дивееве 1600 монашествующих. Теперь – в три раза меньше, но среди современных российских монастырей Дивеевский – самый большой по числу насельниц. А посылал-то батюшка Серафим на жительство
в Дивеево только избранных Божией Матерью сестер, как о том свидетельствует «Летопись».

Икона
Божией Матери «Дивеевская Игумения»
Укрепляемая глубокой верой в непреложность этого обетования, матушка Александра великими трудами, слезным покаянием, непрестанной молитвой, предстоянием на мысленной Голгофе созидала первую общинку, полагая твердое основание будущей великой обители.
Она во всем была руководима Самой Богородицей; несомненно, что только по Ее воле просила молодого иеродиакона Серафима позаботиться о дивеевских сестрах. И впоследствии батюшка Серафим ни одного камушка не положил в обители без благословения Царицы Небесной.
Перелистываем «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Насколько же очевидно Сама Царица Небесная печется о Своей обители. Обещала: «И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу
и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих,
и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных,
с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»
Прежде и теперь без больших собственных средств строились и строятся храмы, созидается обитель. До революции проживало в Дивееве 1600 монашествующих. Теперь – в три раза меньше, но среди современных российских монастырей Дивеевский – самый большой по числу насельниц. А посылал-то батюшка Серафим на жительство в Дивеево только избранных Божией Матерью сестер, как о том свидетельствует «Летопись».
«Сама Матерь Божия Обителью управит, – говорил преподобный Серафим Саровский, – всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет
и призовет, кого нет, ими же весть судьбами, изженет из обители Своей; что полезное утвердит,
не полезное разорит и все, все Сама совершит, как Ея токмо единой воле здесь то угодно!»

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
«Сама Матерь Божия Обителью управит, – говорил преподобный Серафим Саровский, – всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет
и призовет, кого нет, ими же весть судьбами, изженет из обители Своей; что полезное утвердит, не полезное разорит и все, все Сама совершит, как Ея токмо единой воле здесь то угодно!»
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму на Благовещение 1831 года
И это высокое избранничество и призвание к служению Царице Небесной подразумевает не мирские заслуги или аскетические подвиги, а глубочайшую преданность Ее святой воле, полное, без остатка, предоставление себя
в послушание Матери Божией и безукоризненное исполнение Ее благословения.
Об этом свидетельствуют жития дивеевских преподобных и блаженных, воспоминания о многих дивеевских подвижницах, ранее почивших, и тех, кто дожил до возобновления монастыря.

Любовь, забота и попечение Матери Божией обо всем и обо всех в обители видна и ясно ощутима была и будет всегда. В 1988 году, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, в подтверждение Своего давнего обетования Царица Небесная тихо произносит в убогой келии дивеевской старицы схимонахини Маргариты (Лахтионовой): «Эта келия и эта местность поднимут всю Вселенную». И как стремительно после этого расцветала обитель: от маленького, всеми посещаемого домика матушки Фроси, сохранявшего правила и уставы монастырской жизни и церковных служб, – до Казанского храма у источника, устроенного в 1989 году, до Троицкого собора, освященного
в 1990 году, и, наконец, в XXI веке достигла небывалого благолепия!
Любовь, забота и попечение Матери Божией обо всем и обо всех в обители видна и ясно ощутима была и будет всегда. В 1988 году, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, в подтверждение Своего давнего обетования Царица Небесная тихо произносит в убогой келии дивеевской старицы схимонахини Маргариты (Лахтионовой): «Эта келия и эта местность поднимут всю Вселенную». И как стремительно после этого расцветала обитель: от маленького, всеми посещаемого домика матушки Фроси, сохранявшего правила и уставы монастырской жизни и церковных служб, – до Казанского храма у источника, устроенного в 1989 году, до Троицкого собора, освященного
в 1990 году, и, наконец, в XXI веке достигла небывалого благолепия!
Верховная Игумения Дивеевская
Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся...»,
тот обретет над собой особый
Покров Матери Божией.

«
«Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву „Богородице Дево, радуйся…“, тот обретет над собой особый Покров Матери Божией» — наставлял дивеевских сестер сщмч. Серафим (Звездинский).
Одним из самых древних молитвенных обращений к Божией Матери первых христиан было Архангельское обрадование: «Богородице Дево, радуйся...» Его ежедневное исполнение всеми сестрами составляет основу обращения
к Пресвятой Богородице. И местом такой сокровенной молитвы стала святая Канавка. Беседуя однажды с сестрами, батюшка Серафим сказал им, что «это тропа, коею прошла Матерь Божия, в удел Свой взяв Дивеево... Она всегда,
во веки будет вам стена и защита, и антихрист не сможет перейти ее! Матерь Божия собрала вас, Сама нареклась вам Игумениею; Она все управит, защитит, разберет и заступит; все Ей известно и все Ей возможно! Ея святая воля! В ней
и живите, и только молитесь Ей и просите Ее; велика скорбь, велико горе, велико искушение... усугубьте просить и молить вашу Владычицу, верою и любовию предоставив Ей себя, все и всех... и Она даст все полезное, нужное и благое!»
С тех пор и всегда, и в особых случаях скорбей, искушений, болезней, взаимонепонимания сестры по совету батюшки обращались к Богородичному правилу, читая его и в храме, и в келье с поклонами, и в дороге.
Местом такой сокровенной молитвы стала святая Канавка. Беседуя однажды с сестрами, батюшка Серафим сказал им, что «это тропа, коею прошла Матерь Божия, в удел Свой взяв Дивеево... Она всегда, во веки будет вам стена и защита, и антихрист не сможет перейти ее! Матерь Божия собрала вас, Сама нареклась вам Игумениею; Она все управит, защитит, разберет и заступит; все Ей известно и все Ей возможно! Ея святая воля! В ней и живите, и только молитесь Ей и просите Ее; велика скорбь, велико горе, велико искушение... усугубьте просить и молить вашу Владычицу, верою и любовию предоставив Ей себя, все и всех... и Она даст все полезное, нужное и благое!»
Дева Мария – Владычица благосерднейшая всех сынов и дщерей человеческих, как Дщерь Бога Отца, Который есть любовь, Мать Бога-Слова, любви нашей, избранная Невеста Духа Всесвятого, Иже есть любовь, единодушная Отцу и Слову. Как не прибегать к такой Владычице и не чаять от Нее всех благ духовных!
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
А еще предсказывал батюшка Серафим сестрам, что в будущем иконы всех явлений Богородицы, и даже с Афона, будут в Дивеевской обители. Долго пришлось бы перечислять все изображения Матери Божией, собравшиеся за четверть века в возрожденной обители. Вернулись переданные сестрам самим преподобным Серафимом Казанская и Страстная (перед которой он велел зажечь неугасимую лампаду) иконы, Деисусный чин для храма Рождества Богородицы, иконы саровского и дивеевского письма; из трех афонских монастырей – Хиландара, Ватопедского и Пантелеимоновского, из Киева
и Константинополя и многих русских городов и монастырей привозят чтимые образы Богородицы. И наконец осуществилось благословение преподобного Серафима на строительство Богородичного храма в киновии на одной линии
с Троицким собором.
А еще предсказывал батюшка Серафим сестрам, что в будущем иконы всех явлений Богородицы, и даже с Афона, будут в Дивеевской обители. Долго пришлось бы перечислять все изображения Матери Божией, собравшиеся за четверть века в возрожденной обители. Вернулись переданные сестрам самим преподобным Серафимом Казанская и Страстная (перед которой он велел зажечь неугасимую лампаду) иконы, Деисусный чин для храма Рождества Богородицы, иконы саровского и дивеевского письма.
И в моем-то соборе у нас-то в Дивееве все иконы, какие только ни есть на всем свете и даже на Афоне, всех явлений Матери Божией, у меня-то в соборе все они, батюшка, будут!

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

«
«И в моем-то соборе у нас-то в Дивееве все иконы, какие только ни есть на всем свете и даже на Афоне, всех явлений Матери Божией, у меня-то в соборе все они, батюшка, будут!» — говорил батюшка Серафим.
Чин о Панагии


В богослужебных книгах встречаются такие слова: «Аще храм Божией Матери, служим бдение». Потому в Дивееве так часто бывают всенощные или полиелейные службы, что вся обитель посвящена Божией Матери. А после праздничной или воскресной литургии совершается чин о Панагии, когда священник возвышает просфору в память Царицы Небесной, Своей иконой возглавляющей шествие
в монастырскую трапезу.


В богослужебных книгах встречаются такие слова: «Аще храм Божией Матери, служим бдение». Потому в Дивееве так часто бывают всенощные или полиелейные службы, что вся обитель посвящена Божией Матери. А после праздничной или воскресной литургии совершается чин о Панагии, когда священник возвышает просфору в память Царицы Небесной, Своей иконой возглавляющей шествие в монастырскую трапезу.
Царица Небесная все видит, все знает о каждой сестре, о каждом послушании
и любом уголке Своей обители. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» есть рассказ о посещении Богородицей трапезной и кухни в ночные часы. Батюшка Серафим говорил, что Матерь Божия каждые сутки бывает в обители. И как свято верили в это сестры! Они всегда старались ничем не огорчить Царицу Небесную, боялись малейший беспорядок оставить на ночь. Так жили, что пресвятое имя Богородицы у них всегда было в уме, в сердце, на устах...

Царице Небесной все известно о Ее четвертом земном уделе. Начиная серьезное дело, сестры служат Ей параклис, испрашивая благословения и покровительства. Когда бывают скорбные обстоятельства, также взывают: «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю». По монастырскому уставу, установленному Самой Царицей Небесной, каждое воскресенье перед литургией совершается Параклис – пение молебного канона. Каждый вечер с благодарностью за прожитый в обители день, сестры с иконой Божией Матери проходят по святой Канавке.
Царица Небесная все видит, все знает о каждой сестре, о каждом послушании
и любом уголке Своей обители. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» есть рассказ о посещении Богородицей трапезной и кухни в ночные часы. Батюшка Серафим говорил, что Матерь Божия каждые сутки бывает в обители. И как свято верили в это сестры! Они всегда старались ничем не огорчить Царицу Небесную, боялись малейший беспорядок оставить на ночь. Так жили, что пресвятое имя Богородицы у них всегда было в уме, в сердце, на устах...
Царице Небесной все известно о Ее четвертом земном уделе. Начиная серьезное дело, сестры служат Ей параклис, испрашивая благословения и покровительства. Когда бывают скорбные обстоятельства, также взывают: «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю». По монастырскому уставу, установленному Самой Царицей Небесной, каждое воскресенье перед литургией совершается Параклис – пение молебного канона. Каждый вечер с благодарностью за прожитый в обители день, сестры с иконой Божией Матери проходят по святой Канавке.
Параклис Божией Матери
Радостно сознавать, что великая Дивеевская обитель во все времена любима и покрываема благодатью ее Верховной Игумении – Царицы Неба и Земли. Незадолго до своей кончины батюшка Серафим говорил сестрам: «Вручаю вас Самой Матушке Царице Небесной! Она одна вас не оставит!»
День игуменства Серафимо-Дивеевского монастыря