Заповедь на все времена

Беседа с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом (Капралом)

Из жития преподобного Серафима Саровского известен случай, когда он разговаривал с Мотовиловым о цели христианской жизни и просветился Фаворским светом, сияющими сделались его одежды и лицо. Сияние коснулось и Мотовилова. Это произошло по благодати, данной преподобному Серафиму. А мы можем во время земной жизни побывать на духовном Фаворе?

 

Можем ли мы в этой жизни увидеть Фавор? Да, если мы будем подвизаться, если мы всерьез воспримем учение Спасителя и будем следить за своей душой, за своими мыслями. Потому что все наши дела начинаются с наших мыслей. Если мы будем стараться откидывать все наши злые, греховные помышления через молитву, через наблюдение за собой, за своими помыслами, то мы можем еще при жизни оказаться на духовном Фаворе. Конечно, это связано с покаянием, с исповеданием своих грехов. И должно быть руководство со стороны духовного наставника, который нас направляет в вашей духовной жизни. Те, которые так подвизаются и молитву творят постоянную «Господи Иисусе Христе, помилуй нас», могут достигнуть такого состояния, что благодать Божия войдет в душу и будет там пребывать. Тогда человек обновляется, становится новым творением.

Благодать и радость – это состояние граждан будущего века. Таким был преподобный Серафим. И каждый должен стремиться к этому, но, к сожалению, мало кто имеет решимость к такой жизни. Преподобного Серафима спрашивали, почему так мало святых, и он говорил, что у людей не хватает решимости для этого. Нам нужно подвигать себя, ведь Царствие Небесное нудится, силой берется. Силой над собой, над своим греховным состоянием. Тогда Дух Святой пребывает в человеке и человек – в Боге, обо́жение происходит. Пребывание преподобного Серафима и Николая Александровича Мотовилова в фаворском свете – свидетельство того, что Господь был в них и они были в Господе.

 

А у вас был опыт общения с людьми, в которых просияла слава Божия?

 

Могу сказать о протоиерее Стефане Ляшевском, который в 20-е годы двадцатого столетия в составе Таганрогского православного молодежного братства ездил в Дивеево. Он мне рассказывал о Дивееве. Отец Стефан каждый день молился преподобному Серафиму. Он молился всем дивеевским угодницам, блаженным, предвидел их будущее прославление, даже составлял маленькие службы дивеевским святым. Эти маленькие службы после его кончины оказались у меня. У него такое правило было – каждый день читать им молитвы, он составил свою небольшую дивеевскую Минею. Он жил Дивеевом и делился этим со мной. У него были четки, сделанные из камня, на котором молился преподобный.

Так что и в наше время есть люди, просвещенные благодатью Божией. Мы сами, может быть, не видим своими греховными глазами праведников – людей, которые тайно подвизаются, которые живут духовной жизнью. Я думаю, есть очень много праведников из покойных монахов в нашем Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Когда я поступил в семинарию, потом в братство, там были старые монахи, которые много лет подвизались. Они ничем не выделялись, но жили очень сознательной, сосредоточенной монашеской жизнью. Они были примером постоянства, терпения, никуда не хотели уезжать чего-то искать, они были преданы своей работе и молитве. И я уверен, что многие, большинство из них, – праведной жизни.

Конечно, святитель Иоанн Шанхайский был таким, и о нем говорят, что он сиял Фаворским светом, людям это было открыто. К сожалению, я не успел его увидеть, потому что жил далеко, в Канаде, а он был в Калифорнии, в США. Он скончался в 1966 году. А я только в следующем году приехал в Америку, чтобы учиться в семинарии. Но мы все находились под впечатлением его жизни, его необыкновенного подвига и любви. Однажды у меня была встреча с митрополитом из Македонии, он уже скончался сейчас, его имя Михаил. Он мне рассказал, что у них в семинарии в Битоле, это была русская колония в Югославии, преподавал иеромонах Иоанн Максимович, будущий Шанхайский архиерей. Когда проходило богослужение, семинаристы пели на клиросе, а на другом клиросе стоял иеромонах Иоанн, будущий святитель. И они видели, что во время молитвы он приподнялся от пола. Так что есть такие удивительные люди, иерархи, монахи…

 

Ваша резиденция находится в Джорданвилле?

 

Нет, я не смог бы жить в Джорданвилле, управляя Церковью, потому что монастырь находится в отдаленности от нашего синодального собора в Нью-Йорке. Там центр нашей Церкви. Наша резиденция находится в самом центре города. Конечно, этот очень большой город, шумный, мировой центр для духовной жизни, для церковной жизни не особенно легкий. Но всюду, где бы ни был человек, он может спасаться. Говорят ведь, что Адам и Ева в раю отпали от Бога, а Лот спасся в Содоме.

 

Почему у нас так мало рвения к спасению?

 

Очень трудно сосредоточится, и нужно быть очень крепким духовно, чтобы не уклоняться постоянно от самого необходимого для нашего спасения. Где бы мы ни были, надо с Божией помощью с молитвой напрягать силы, чтобы молиться от души, чтобы не поверхностно читать молитвы. Я думаю, что у всех такая борьба происходит. Враг нашего спасения мешает нам пребывать мысленно с Господом; искушения, которые нас отвлекают, постоянно происходят. Но и мы сами ленимся и легко сбиваемся, потому что нет у нас решимости, нет усердия.

 

А какие качества вы цените в людях?

 

Я не хочу других людей осуждать и требовать от них каких-то качеств, потому что, прежде всего, мы сами должны находиться в подобающем духовном состоянии и стараться стяжать плоды Духа Святого. Скажу лишь, что всем приятно, когда рядом люди смиренные, когда они кроткие, когда они верующие и чувствуется их любовь к Богу, их уважение и любовь к ближнему, когда они не превозносятся.

 

Когда душа становится вся светом? Как это происходит? Что это такое?

 

Я не могу сказать, потому что не был в таком состоянии. Я думаю, что когда благодать Божия действует в человеке, в подвижнике, то в нем есть свет и радость. Мы видим в жизни преподобного Серафима пример такой жизни. Он сиял духовно и радостно приветствовал людей словами: «Христос воскресе».

 

Вы можете сказать про себя, что всем в жизни обязаны Церкви?

 

Да, конечно. Церковь – это тело Христово: Христос есть глава, а мы – части, по учению апостола Павла. И мы не можем без Церкви быть. Церковь питает нас, через благодатные таинства мы получаем все необходимое для нашего спасения. Поэтому мы все должны искать пути в Церковь. Без нее мы не можем спасаться. И без наставников церковных, без евангельского учения, без святоотеческого наставления тоже не можем. Все это абсолютно необходимо.

 

Сейчас, в ХХI веке, как нам свидетельствовать человечеству о своей вере?

 

Мир так развит сейчас, что журналы, газеты, электронная почта и так далее могут быть употреблены для душеполезных целей – наставлять, укреплять православных людей в вере, в знании своей веры. А для инославных, иноверных, мы должны дать знания о православии. Мы не должны скрывать, что Православная Церковь – это истинная Церковь. Иисус Христос сказал: Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6). Только через Христа и через Его Церковь мы можем спасаться. А каждый из нас свидетельствовать веру должен, прежде всего, своей правильной жизнью. Иначе, если мы только рассказываем, а сами не показываем пример правильной жизни, справедливости, спокойствия, мирного настроения, люди не будут нам доверять. Своим греховным поведением мы можем даже отвратить людей от веры.

 

А как происходит возрастание в вере?

 

Я думаю, что чем больше мы предаемся молитве, тем ближе становимся к Богу и к людям. Господь любит нас, Он из любви к нам послал Своего Единородного Сына Господа Иисуса Христа перенести тяжкое страдание на Кресте для нашего искупления, и наша ответная любовь сопряжена с верой и укрепляется верой в Господа. Евангельское учение имеет такую высоту, что оно не может не тронуть сердце человека, особенно нагорная проповедь Спасителя. Я думаю, что все, кто приходят к вере, должны прочесть эти главы – 5-ю, 6-ю, 7-ю – Евангелия от Матфея, потому что там суть евангельского учения Спасителя. Надо повторять, многократно читать это, потому что Господь простыми словами, но с большой духовной глубиной и высотой передает то, какими мы должны быть христианами и как мы должны достичь Царствия Небесного.

 

Вглядываясь в фаворскую тайну, о чем мы должны задуматься?

 

Мы должны к Фавору стремиться постоянно, не думать, что чего-то уже достигли. Господь сказал: будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11, 44), и будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Это заповедь нам, поэтому постепенно в своей жизни мы должны отбрасывать греховные привычки и совершенствоваться, стараясь приблизиться к Господу.

 

Преподобный Иустин (Попович) говорит, что каждый на своем месте – и учитель, и художник, и повар – должен стать святым учителем, святым художником, святым поваром. Как нам каждому на своем месте стать святым?

 

Мы должны жить религиозной, правильной жизнью, быть честными, никого не обманывать. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что если мы будем жить честно, не будем никого обманывать, будем верными, то мы недалеко от спасения, от Царствия Небесного. Я думаю, что каждый по своему состоянию должен духовно облагораживать свою профессию. Все, что делается с призыванием Божиего благословения, бывает более эффективным.

 

Хотя преподобный Серафим не писал богословских трудов, до нас дошло его большое духовное наследие. На ваш взгляд, какое поучение батюшки Серафима сейчас для нас наиболее актуальное?

 

Он сказал, что смысл христианской жизни состоит в стяжании Святого Духа. Это самое известное изречение преподобного Серафима и самое необходимое для людей. И сегодня, и во все времена.

 

Запись сделана в радиостудии Серафимо-Дивеевского монастыря

Читать также:

Войти внутрь себя и найти покой

Как-то мне довелось принимать исповедь одной русской женщины, знаменитой писательницы. Она была чем-то расстроена, и я ей сказал, что если наш ум рассеян и носится, словно бабочка, туда-сюда, то мы никогда не найдем покоя от находящих скорбей. «Знаете, ‒ ответила она, ‒ точно то же самое мне сказал один пожилой священник в России. Он пере­крестил […]

Торжество кротости

Мир, полный лукавства и беззакония, преуспевает на пути своем; он с шумом и тожественно несется по пути внешнего развития, не зная Бога и не нуждаясь в Нем. Благочестивый человек, пребывая в Церкви, остается совсем в стороне от этого шумного и победного шествия; он нравственно никак не может примкнуть к нему и сделаться одним из деятелей […]

Ксенития, или странничество

Доклад наместника Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрита Василия (Паскье) на межрегиональном совещании с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 22 ноября 2018 г.) Это слово мало кому известно, и его трудно перевести на русский язык. Оно имеет греческие корни. «Ксенития́» употребляется по отношению к монашеству и обозначает добровольное изгнание. Для […]