Возродивший Дивеевскую обитель. Митрополит Николай (Кутепов)

В возрождении Серафимо-Дивеевского монастыря, конечно же, особенно памятно его благодатное начало. Потом наступили повседневные труды, за которыми с вниманием и радостью следил архиепископ, а затем митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Его отеческая забота и молитва укрепляли сестер в тех неизбежных трудностях, с которыми приходилось сталкиваться им в первые годы.

В Горьковскую епархию архиепископ Николай (Кутепов) прибыл в 1977 году. До этого в течение шести лет он управлял Владимирской епархией, и был хорошо знаком с последними дивеевскими сестрами, проживавшими во Владимире и Муроме.

Когда владыка Николай возглавил Горьковскую епархию, в ней действовало только 43 прихода. Все монастыри были закрыты и практически разрушены. Не существовало ни одной духовной школы или просветительского православного учреждения, не говоря уже о православных средствах массовой информации. Трудами правящего архиерея в епархии начала оживать церковная жизнь. С каждым годом увеличивалось количество приходов и священников. За годы своего служения на этой кафедре нижегородский архипастырь освятил престолы более трехсот храмов, возродил жизнь в девяти монастырях. Это значит, что архиерей побывал практически на каждом из открытых приходов в пятидесяти районах Нижегородской области, в самых отдаленных и глухих деревнях, где только открывались храмы. 9 апреля 1990 года, сразу же после освящения Троицкого собора в Дивееве, он уже просил передать Православной Церкви остаток монастырского комплекса – колокольню с прилегающими зданиями.

Все события в истории возрождения Серафимо-Дивеевского монастыря происходили по благословению и с живым участием владыки Николая. Каждую из  приезжавших жить в Дивеево сестру, он принимал лично, беседовал и благословлял или не благословлял на послушания. Многие из тех, кто желал поступить в монастырь, по его благословению проходили послушание на скотном дворе в Рожново. Если сестры отказывались от этого, владыка говорил, что, значит, они не ради Христа сюда идут, а ради славы Дивеевской обители. Он бывал суров, а иногда казался даже грубоватым, но за этой показной резкостью скрывалось нежное отношение владыки Николая и к матушке игумении, и к дивеевским сестрам.

Он любил приезжать в это святое место и часто возглавлял здесь богослужения. Ценил красивую чинную службу без сокращений. Владыка заботился о том, чтобы было хорошее пение и чтение, чтобы сестры научились печь просфоры. Постоянно чувствовалась его отеческая забота о правильном устроении внутреннего уклада монастырской жизни, осознании насельницами основных духовных понятий. Своей мудростью, неспешностью в принятии решений, рассудительностью митрополит Николай помогал им научаться монашескому житию. И, конечно, шла постоянная архипастырская молитва о возрождении монастыря.

Поучительной была сама личность правящего архиерея, величественная и сильная, и полная испытаний история его жизни. Он происходил из крестьян Тульской области. Владыка вспоминал: «В моем роду почти все мужчины, все мои дяди по линии отца, были людьми могучими, здоровыми и еще до революции служили в царской гвардии. Один из них, Семен Федорович Кутепов, остался служить в армии и после 17-го года, воевал в Великую Отечественную и даже вошел в русскую литературу в образе генерала Серпилина в романе Константина Симонова «Живые и мертвые».

Родителями владыки были Василий Ильич и Варвара Ивановна Кутеповы, простые крестьяне и глубоко верующие люди. Николай был долгожданным ребенком, Варвара Ивановна искренне молилась святителю Николаю Чудотворцу, прося его о даровании сына. И ее молитвы были услышаны: 4 октября 1924 года родился сын, в крещении названный Николаем. Вера в Бога в семье Кутеповых была глубокой и искренней. Мальчик, словно бы родился со своей церковностью: он не играл в обычные детские игры, а из кубиков, щепочек и песка строил церкви.

В июне 1942 года Николай получил аттестат об окончании 10-го класса средней школы. В октябре его уже отправили на фронт. Мама и две ее сестры-монахини стали читать неусыпаемую Псалтирь, вымаливая у Бога, чтобы страшная война не забрала Николая и чтобы он вернулся домой живым. О войне владыка Николай вспоминать не любил. Говорил: «Все мы были солдаты и просто выполняли свой долг ‒ защищали Родину».

Под Ростовом-на-Дону во время боя он был тяжело ранен, контужен и сильно обморозил ноги. Без наркоза юноша перенес ампутацию части ступней, и в 19 лет стал инвалидом. Но, несмотря на то, что во время последнего боя был заживо погребенным под снегом, остался жив и воспринимал это как дар Божий, не сомневаясь, что непрестанная молитва его родных была услышана, что жив он, только благодаря милости Божией. Факт чудесного спасения в безжалостной фронтовой бойне произвел переворот в сознании молодого человека, реально показал ему всю хрупкость человеческой жизни. Он стал ходить в церковь, и вскоре был введен в алтарь. В 1944 году архиепископ Тульский Виталий заметил молодого алтарника и пригласил его на должность своего иподиакона. «Три архиерейские личности сыграли в моей жизни огромную, если не решающую роль», ‒ говорил митрополит Николай и первым из этих архиереев называл архиепископа Виталия. Прибывший на Тульскую кафедру после его кончины архиепископ Антоний (Марченко) назначил иподиакона Николая Кутепова своим личным секретарем и вторым келейником. В 1950 году, успешно сдав экзамены, Николай был зачислен сразу на третий курс Московской духовной семинарии, которую окончил в 1952 году, и был принят в клир Вологодской епархии, которой руководил в ту пору архиепископ Гавриил (Огородников).

Потом была учеба в Ленинградской духовной академии, преподавательская деятельность в Киевской духовной семинарии. В Киеве 20 декабря 1959 года иерей Николай Кутепов принял монашеский постриг с оставлением прежнего имени. Благословение на монашество еще в годы учебы в семинарии он получил от последнего оптинского старца Мелетия, доживавшего свой век в Козельске. Через полтора года иеромонаху Николаю (Кутепову) определено было стать епископом Мукачево-Ужгородской епархии. Потом последовали его назначения на Омскую, Ростовскую, Владимирскую, Калужскую и Нижегородскую кафедры. Везде нужно было проявлять терпение, мудрость и твердость характера. «Помню, уполномоченный Совета по делам религий, к которому меня почти ежедневно вызывали, когда я являлся на прием и просиживал по несколько часов в ожидании, в конце концов передавал мне через секретаря: “Принимаю только членов партии”. А на следующий день все повторялось: мне звонили по телефону и вызывали к уполномоченному. И все же я его пересидел», ‒ вспоминал владыка Николай о своем горьковском периоде.

Уполномоченный М. И. Юров в начале 1980-х годов так характеризовал управляющего епархией: «Руководя несколькими епархиями, архиепископ Николай приобрел довольно значительный опыт руководства подчиненным ему духовенством. Дело свое знает хорошо и ведет его властно и настойчиво. Не являясь фанатиком, в духовной религиозной деятельности он видит основное свое призвание и к церковной службе относится с большим усердием. […] С приходом в епархию архиепископ Николай активизировал религиозную жизнь религиозных объединений и духовенства. Он довольно часто проводит архиерейские богослужения, причем выезжает и в самые отдаленные сельские приходы. [… ] Сам лично часто выступает с проповедями перед верующими, требуя этого и от духовенства приходов. В результате за последние годы в определенной степени активизировалась проповедническая деятельность духовенства епархии. Об активизации религиозной жизни в епархии свидетельствует и тот факт, что архиепископу Николаю удалось укомплектовать все действующие храмы духовенством. Причем, богослужения в церквях не прекращаются и в случае временного отсутствия штатного священника (болезнь, отпуск и т. д.). В этом случае управляющий епархией временно командирует в данный приход священника из прихода, где несколько священнослужителей, или из заштата».

После того как в 1988 году в стране прошли юбилейные торжества, посвященные 1000-летию христианства на Руси, владыка Николай выступил по горьковскому телевидению, интервью с ним было опубликовано в областной газете. В апреле 1989 года решением Совета по делам религий Горьковскому епархиальному управлению был передан Спасский собор. В нем немедленно и интенсивно стали проводиться реставрационные работы, а по субботним и воскресным дням уже совершались богослужения. В том же году владыка Николай поставил вопрос перед руководством области о передаче Церкви комплекса зданий Печерского Вознесенского монастыря. И вскоре древнейший монастырь города, находившийся на тот момент в совершенно разоренном состоянии, был передан управлению епархии.

С 1 октября 1990 года, в связи с переименованием города и области, титул архиерея «Горьковский и Арзамасский» был заменен на «Нижегородский и Арзамасский». Началось время новых возможностей для активного созидания в Церкви, когда личная позиция архиерея, его усилия, соединенные с мудростью, бесстрашием и самоотречением, полностью преобразили духовную жизнь в епархии. Но даже спустя десятилетие митрополит Николай говорил о возрождении Серафимо-Дивеевского монастыря как о сложнейшей и требующей больших трудов проблеме: «Обитель возрождается. Процесс этот сложный, ибо мы очень часто не можем найти общего языка с районной властью при передаче объектов, ранее принадлежавших монастырю, но занимаемых светскими учреждениями. Но мы надеемся, верим, что начальство найдет в себе мужество возвратить Церкви все то, что когда-то было отнято. Но когда это настанет, не знаю. Что касается духовной жизни, она пока находится в стадии развития. В полной мере начнется тогда, когда исчезнут внешние препоны. Монахиням сейчас приходится заниматься и мирскими делами, и молитвой».

Все сознавали, что владыка Николай уже немолод. Но известие о его кончине 21 июня 2001 года все равно было внезапным. Все сестры съездили проститься с любимым владыкой в архиерейский дом или в кафедральный собор.

В Серафимо-Дивеевском монастыре свято чтится память митрополита Николая ‒ возобновителя обители, во все дни его памяти совершаются заупокойные богослужения. В день его кончины и в День Ангела игумения Сергия непременно бывает на заупокойной литургии в Нижнем Новгороде и затем принимает участие в панихиде, которая служится на могиле владыки Николая в часовне, установленной у алтаря Спасского собора.

Дивеевская обитель

Читать также:

О Кресте

Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления! Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной. Други наши! «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1, 18). Силу и власть Креста составляет великая жертва – крестные страдания […]

Почему Бог «не бережет» Своих?

Кандидат философских наук, преподаватель Московской духовной академии, автор книги «Мужская философия» иеромонах Симеон (Мазаев), отвечая вопросы зрителей телеканала «Православное Красногорье», раскрыл тему, которая волнует сегодня всех жителей планеты и которая стала вызовом для многих православных людей. Все шишки, которые сыплются на голову современного человечества, не минуют и нас Во-первых, о том, как Церковь относится к […]

Новодивеевская игумения Ирина

Монашество. Личность Новодивеевская игумения Ирина К 70-летию Ново-Дивеевского монастыря Семьдесят лет назад, в 1949 году, в Соединенных Штатах Америки был образован Ново-Дивеевский женский монастырь. 19 октября 2019 года в этой обители состоялись торжества, посвященные памятной дате. Богослужение возглавил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Специально к празднику в монастырь были принесены […]