Святое миро

Освящение мира – одно из священнодействий Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы, – каждые три-четыре года.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. Торжественный чин варения мира в Русской Церкви совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря (до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая (Мироваренная) палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле).

Вхождение в Церковь по заповеди Спасителя со дня Пятидесятницы совершается через таинства крещения и Миропомазания. Первоначально, в апостольское время, когда число христиан было не столь велико, апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещенных, низводя на них Духа Святого. Для каждого нового христианина это был момент, сравнимый с тем, чем явился день Пятидесятницы для всей Церкви. Поэтому таинство это стали называть Таинством Духа Святого или Личной Пятидесятницей.

Со временем число христиан увеличивалось, и апостолы (а затем епископы) уже не в состоянии были совершить таинство через возложение рук над каждым новокрещенным. Тогда ученики Христовы обратились к тем обрядовым формам, которые уже прежде существовали в Ветхом Завете. Было решено использовать для совершения Личной Пятидесятницы святое миро. Его стали приготовлять по образцу того благовонного состава, который в ветхозаветную эпоху служил для посвящения священников Храма Иерусалимского, поставления царей и пророков. В книге Исхода перечислены некоторые вещества, входящие в состав мира: смирна, благовонная корица, благовонный тростник, кассия и оливковое масло.

Уже в книге мужа апостольского Ермы «Пастырь» мы находим указание на Таинство Мvропомазания. В творениях священномученика Иринея Лионского, ученика мужа апостольского святого Поликарпа Смирнского, говорится о сообщении крещаемым Святого Духа в Таинстве Миропомазания. Святитель Кирилл Иерусалимский в тайноводственном слове о Миропомазании свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мира через призывание Святого Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что это есть миро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святого Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое миро сие».

Святое миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них миро получали священники, которые стали использовать его при совершении Таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Впоследствии право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за Предстоятелями автокефальных Поместных Православных Церквей. Русская Православная Церковь, обретя автокефалию в 1448 году, с этого времени самостоятельно приготовляет и освящает святое миро.

В Греческой и Русской Церквах не установлено определенное количество благовонных веществ, используемых для составления святого мира. Их главные качества – чистота и беспримесность каждого составного вещества в отдельности. В разное время в состав мира входило от сорока до семидесяти пяти составляющих. Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, мастику, богородичную траву, лепестки розы, фиалковый и имбирный корни, кардамон, мускатное, розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла и многое другое. Священномученик Дионисий Ареопагит замечает, «что состав мира есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонные качества».

В 1683 году на Руси по приказу Патриарха Иоакима был переведен с греческого языка «Чин сочинения и освящения святаго мира, из киих же вещей составляется и како строится и в какое время и како святится оное предрагое великое миро». Напечатан был этот чин впервые лишь в 1767 году, и с того времени вошел в практику нашей Церкви.

В настоящее время предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества вновь заливаются виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в Малом соборе московского Донского ставропигиального мужского монастыря, где устроена специальная печь, в центре которой помещается котел из огнеупорного сплава.

В Великий Понедельник Святейший Патриарх (или по его благословению – митрополит) в сослужении духовенства полагает начало мироварению. Совершается водоосвящение. На «Бог Господь» поется тропарь Пятидесятницы, «Слава, и ныне» – тропарь Успения Пресвятой Богородицы. По освящении воды читается молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный…», в которой испрашивается помощь в совершении дела мироварения. По отпусте архиерей окропляет святой водой приготовленные к мироварению вещества и котел, в который наливается немного святой воды. Затем духовенство вливает в котел масло и вино, Патриарх благословляет котел десницей и возжигает трикирием огонь под котлом. Начинается чтение Святого Евангелия, которое непрерывно продолжается священниками в течение трех дней до конца мироварения. Во время мироварения диаконы в облачении перемешивают содержимое котлов особыми веслами.

В Великие Вторник и Среду в мироваренный котел добавляют виноградное вино, вместо испарившегося, и благовонные вещества, в том числе и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста. Вечером в Великую Среду мироварение заканчивается, и после остывания священного мира, по благословению присутствующего при окончании мироварения архиерея, в котел влагаются ароматы (благовонные масла), и все тщательно перемешивается. Приготовленное таким образом миро разливается в сосуды, которые ставятся на столе и запечатываются до Четвертка. Тут же на особом столе раньше поставлялся и алавастр с освященным миром. В современной практике алавастр привозится в Патриарший Богоявленский собор из Крестового храма Московской Патриархии непосредственно к литургии Великого Четвертка.

Существует предание, что алавастр для хранения мира был прислан в Россию из Греции при принятии христианства и перенесен из Киева в Москву митрополитом Фотием. В знак непрерывного преемства от апостолов в этом сосуде святое миро остается всегда неиссякаемо. Алавастр, круглый, без ручки, с узким длинным горлом сосуд, сделан из меди и покрыт снаружи чешуей из перламутра. Узкое горло завинчивалось медной пробкой, которая именуется шурупом.

Из Малого собора Донского монастыря сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в Патриарший Богоявленский собор и, при пении тропаря Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш…», поставляются в алтаре по сторонам жертвенника.

На Божественной литургии в Великий Четверг во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр с преждеосвященным миром несет первенствующий иерей, а сосуды с миром несут прочие священники в предшествии диаконов с рипидами, свечами и кадилами. Согласно «Чину мироварения», когда придут к святым дверям, «две рипиды входят по обычаю, иныя же спряжены стоят до святыя трапезы от святых дверей отсюду и отъонуду». Патриарх принимает алавастр в святых вратах и поставляет его на престол, остальные сосуды ставятся вокруг престола.

После преложения Даров по возгласе: «И да будут милости Великаго Бога…» совершается освящение мира. Патриарх открывает каждый сосуд с новоприготовленным миром и благословляет его трижды, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Протодиакон возглашает: «Вонмем». После возгласа диакона: «Господу помолимся», все священнослужители в алтаре поют: «Господи, помилуй», и Патриарх читает молитву: «Господи милости и Отче светов…», в которой просит о ниспослании Святого Духа на миро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых Ангелов и страшны были демонам, чтобы принявшие Крещение были людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным Таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы. По окончании первой молитвы Предстоятель преподает «Мир всем», и после слов диакона: «Главы ваша Господеви приклоните», – тайно читает молитву главопреклонения «Тебе, Богу всех и Царю…», в которой приносит благодарение Господу за то, что сподобился быть служителем сей великой тайны, и просит об излиянии и на него самого освящения, подобно святому миру, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. Окончив главопреклонную молитву, Предстоятель вновь троекратно благословляет каждый сосуд с новоосвященным миром и закрывает их. Далее, с ектении «Вся святыя помянувше…», литургия продолжается обыкновенным порядком. Согласно «Чину мироварения», по завершении литургии, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», первенствующий иерей с прочими священниками относит миро в сосудохранительницу, где в каждый сосуд с освященным миром вливается из алавастра по нескольку капель преждеосвященного мира, а алавастр дополняется из сосудов новоосвященным миром.

Освященное миро по благословению Святейшего Патриарха раздается в епархии Русской Православной Церкви и используется при совершении таинства миропомазания, а также при освящении храмов.

«Дивеевская обитель» по статье С.А. Ванюкова «Освящение мира» (mepar.ru) и сообщениям пресс-службы Московской Патриархии

Читать также:

Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей (смирение, кротость, мир, любовь)

Доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, ректора Смоленской православной духовной семинарии, на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2-3 июля 2018 года) Дорогие архипастыри, всечестные отцы, досточтимые матушки игумении, дорогие братья и сестры! Предмет моего выступления может показаться достаточно известным и простым, о котором так много говорили отцы и […]

Бог с нами

В минувшее воскресенье, 15 марта, оборвалась жизнь замечательного человека – Петра Ивановича Задирова, известного испытателя парашютных систем, мецената и одного из строителей первого в Антарктиде православного храма. Он направлялся на службу в церковь в Тушино и, переходя через железнодорожные рельсы, не заметил приближавшийся поезд… В последние дни Пётр Иванович, как рассказывают его знакомые, чувствовал себя […]

Монашеский идеал

Схимонахиня Алевтина Схимонахиня Алевтина из Казанского женского монастыря Воронежской губернии росточка была маленького. В последнее время вся высохла и стала как комочек. Носили ее на руках. Года за два до смерти она ослепла. Народ к ней не ходил – прозорливость свою старица скрывала. Сестер монастыря она утешала, и те много получали от нее духовной пищи. […]