Школьный хор

02_Diveevo

00:00/ 00:00

До революции в Дивеевском монастыре была церковно-приходская школа с приютом для девочек-сирот, которые обучались пению образованными монахинями. Воспитанницы приюта принимали участие в службе: очередные ученики читали в церкви, певчие вместе с учителем пения становились на клирос.

В 1903 году при посещении приюта царем Николаем II и царицами Александрой Феодоровной и Марией Феодоровной девочки встретили державных посетителей пением тропарей «Спаси, Господи, люди Твоя» и преподобному Серафиму. Когда окончилось пение, Государю Императору благоугодно было высказать положительную оценку: «Хорошо поют». Позже детский хор пропел еще гимн «Боже, Царя храни». «Хорошо они у вас поют», ‒ повторил Государь.

Традиция музыкального образования детей в монастыре продолжилась в наши дни. Пять лет назад, по благословению митрополита Георгия, в школьных занятиях монастырской православной школы появились новые предметы: «церковное пение» ‒ для детей с 1 по 4 класс по одному часу в неделю и «клиросный хор» ‒ для детей основной школы три раза в неделю. Игумения Сергия благословила проводить занятия инокине Палладии (Болдиной). Она закончила музыкальное училище им. П.И. Чайковского в городе Алма-Ате по классу хорового дирижирования, но, как сама говорит, не только не видела себя руководителем детского хора, а даже не испытывала прежде к этой деятельности никакого интереса. За послушание она стала работать в монастырской школе.

Для начала нужно было отобрать состав хора. Ранее в школе существовал небольшой ансамбль, который принимал участие в разных музыкальных мероприятиях. Получив список поющих детей, инокиня Палладия начала их прослушивание. Прибавились и новенькие – особенно из числа тех, кто громче всех кричал на школьной трапезе. Таким образом, в хор набрали около двадцати человек. Со временем дети, делясь между собой впечатлениями о занятиях, стали приводить кто сестру, кто подругу. Сейчас состав хора увеличился до сорока человек. В него принимают даже детей со слабыми слуховыми и голосовыми данными. Их желание, помноженное на усердие, приносит свои плоды, и некоторые, совершенно бесперспективные, казалось бы, девочки становятся ведущими голосами в партиях.

Сначала занятия проходили со старшеклассницами. Среди них были учащиеся музыкальной школы, некоторые умели читать по-церковнославянски, но дети не были знакомы с академической манерой звукоизвлечения, при пении «не строили». Поэтому мать Палладия, в первую очередь, стала заниматься дыханием и постановкой голоса в академической манере пения, отрабатывать унисонное пение. Поскольку не все из учащихся были знакомы с нотной грамотой, на  уроках церковного пения стали вводиться элементы таких музыкальных дисциплин, как сольфеджио и элементарная теория музыки.

На репетициях клиросного хора идут подготовки к службе, к выступлениям на конкурсах, к тематическим концертам, посвященным церковным и гражданским праздникам, памятным событиям из монастырской истории. В репертуаре хора сейчас богослужебные песнопения преимущественно обиходного распева, а также некоторые песнопения церковных праздников, Великого поста, Пасхи, колядки, канты, военно-патриотические песни и просто хорошие песни разных композиторов.

Уже через полгода своего существования детский хор начал участвовать в литургиях, которые и поныне проходят каждое воскресенье в Казанском храме обители, и самостоятельно пел Великую ектению, Трисвятое, «Приидите, поклонимся», «Един свят», «Верую», «Отче наш». Более сложные и ответственные части службы исполняют три монастырские певчие, которые помогают детскому хору. Первая литургия состоялась в храме Рождества Богородицы 21 октября, в памятный день двадцатилетия его освящения. Пели ее семь человек.

«Первоначально, ‒ рассказывает инокиня Палладия, ‒ дети просто должны были привыкнуть к непосредственному участию в богослужении, так как есть большая разница между стоянием на службе и пением на клиросе. Для лучшего понимания службы делались распечатки текста литургии, чтобы дети не только слушали литургию, но и имели возможность следить за ее ходом по тексту. Надо сказать, что пение в храме очень помогло детям спеться друг с другом, стать более организованными».

Сейчас дети полностью поют всю службу самостоятельно, и на пасхальной седмице 2015 года они впервые пели пасхальную литургию в Троицком соборе монастыря, отчего сами находились под благодатным впечатлением. Их пение произвело благоприятное впечатление на молящихся.

Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие и пользу. Святитель Иоанн Златоуст отмечал: «Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь». Он же наставлял: «Христианское пение должно звучать в сердце, а не в одних устах, и каждый звук должен быть звуком сердца, выражением мысли, отзывом желаний».

Богослужебные песнопения ‒ это духовная сокровищница, которая завещана нам святыми отцами, здесь догматы нашей веры, здесь невыразимое богатство святоотеческой молитвы, разные состояния нашей души. Славословие, скорбь, раскаяние ‒ спектр состояний молитв бесконечен. Поэтому работа руководителя церковного хора заключается  не только в том, чтобы познакомить поющих с историей празднуемого события, но и объяснить смысл богослужебного текста, раскрыть красоту слова, его полноту и глубину и подсказать тот настрой, с которым нужно постараться передать то или иное состояние души. При этом подбор репертуара должен соответствовать характеру службы и не пестрить разными музыкальными стилями, иначе разорвется цепочка цельного восприятия службы, а это, в свою очередь, разрушит духовный настрой молящихся.

Ансамблевое пение является прекрасным способом развития музыкальных способностей, ведь по певческим канонам в хоре нужно петь, не соревнуясь, не выделяясь и «не борзясь». Совершенно разные по своей тембральной окраске голосов должны зазвучать, как единый слаженный организм. Очень важно уделить должное внимание звуковедению, фразировке, дыханию, динамике (от piano ‒ до forte, а не «громко и очень громко», как нередко бывает в хоровых коллективах), дикции, темпу, ритму. Эти средства музыкальной выразительности обогащают и украшают церковную службу.

Еще в период учебы в музыкальном училище, когда мать Палладия пела в церковном хоре, регент ‒ дочь священника ‒ учила певчих: «Звучание хора зависит в первую очередь от духовного состояния и устроения человека, а потом уже от его профессиональных качеств». Помня ее слова, мать Палладия говорит: «Прежде всего я прошу детей с молитвой обращаться к Богу, а не петь “голый” нотный текст. Работая над произведением, обращаю их внимание на его содержание, так как, поняв содержание, можно работать над характером, подчеркивая его техникой исполнения. Работа с хором ‒ это не только работа над разучиванием произведения и улучшением музыкальных качеств, но и общение, совместное переживание радостей и горестей, побед и поражений. Мы привыкаем друг к другу, становимся со временем роднее и ближе, становимся одной семьей. Стараюсь воспитывать в хористах способность любить, ценить, понимать друг друга, снисходить к чужим слабостям, иметь уважение к старшим. Я вижу, что дети понимают, над чем им нужно работать и в плане повышения уровня знаний и умений, и в плане работы над собой, над своим внутренним миром. Они искренне стараются. Общаясь с ними, я начинаю также понимать, что не только я должна им что-то рассказывать, чему-то учить, но так же важно выслушать их мысли и рассуждения. Я многому у них учусь».

Дети полюбили занятия, и некоторые из них уже решили связать свое будущее с регентским делом. Свои впечатления они выражают так: «Нам нравится наш руководитель, нравится участие в службах в качестве клирошан и чтецов, подбираемый репертуар. У нас дружный коллектив, и мы чувствуем поддержку друг друга, если даже и фальшиво поешь ‒ никто не затыкает ушей, а мать Палладия подскажет, исправит. Мы учимся слушать друг друга, держать партию, чисто интонировать, хорошо произносить слова».

Бывает, что на репетициях перед конкурсным выступлением дети поют так, что у учителя буквально опускаются руки, но на концерте они мобилизуются и показывают хороший уровень, приятно удивляя своего учителя. Сами они имеют на этот счет такое объяснение: «Мы ‒ православные дети, нам  помогает Бог еще и потому, что наш руководитель живет в монашеской общине».

Очень добрые воспоминания у детей и у матери Палладии остались об Анатолии Николаевиче Беляеве, который, приезжая в монастырь, жил здесь подолгу и проводил занятия с певчими. Имея большой опыт работы с юношескими коллективами, он оказал неоценимую помощь в становлении детского хора и передал не только свои знания преподавателю и детям, но главное ‒ любовь, доброту и позитивный настрой. «Он учил не только работе с хором, ‒ говорит мать Палладия, ‒ но и непосредственно общению с детьми. Он всегда обращал мое внимание на отношение ребенка к предмету, на его поведенческую реакцию. Иногда сам проводил занятия, а я, наблюдая за ведением урока, записывала его требования и пожелания. Анатолий Николаевич был строгим и мудрым преподавателем, но, кроме того, он обладал большим чувством юмора, и его замечания, благодаря этому, воспринимались детьми очень живо и легко. Дети его очень любили».

За семь лет можно отметить значительный профессиональный рост коллектива: если раньше дети отрабатывали унисонное пение, с трудом держали двухголосие, то сейчас у них стабильное трехголосие, плотное и уверенное звучание голосов, красивый округленный звук, образцовая дикция. Дети поют авторские произведения, сложные по своим исполнительским требованиям, в которых переменный размер и модуляции, полифонические элементы и сложный ритмический рисунок, скачкообразная мелодия, требующая плавного голосоведения, пение с солистами, в дуэтах.

Ярким событием в жизни хора было его участие в 2015 году в Международном отрытом детско-юношеском музыкальном интернет-фестивале стран-победительниц в Великой Отечественной войне «Мы ‒ за мир» (г. Москва). Наш детский хор прошел во второй тур, но участвовать в нем далее дети не смогли, потому что время его проведения совпало с подготовкой к экзаменам в школе.

Участие в конкурсах – необходимая составляющая полноценной жизни хора, ведь знакомство с другими коллективами и их творчеством всегда помогает критически взглянуть на свое творчество и научиться чему-то новому. Любые олимпиады, спортивные и музыкальные конкурсы выявляют лучших, на которых нужно равняться и мерить себя по лучшим образцам. Дети так говорят об этом: «На конкурсах мы знакомимся с уровнем других коллективов, оцениваем свои возможности, видим, куда нам нужно еще расти. Мы бы очень хотели иметь больше конкурсного опыта, так как хотим прославлять батюшку Серафима и быть лучшими».

Школьный хор называется «Радость моя». И это название, конечно же, не случайно. «Нам хотелось, чтобы в названии отображалась наша причастность к уделу Божией Матери, к святой Канавке и к небесному покровителю Дивеевского монастыря ‒ преподобному Серафиму, к радостному и мирному состоянию духа, о стяжании которого батюшка Серафим говорил как о главной цели христианской жизни: “Радость моя, стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!”»

По благословению игумении Сергии и в память о прежних участниках коллектива, которые уже закончили школу, с ними был записан аудиодиск. В него вошли песни духовно-патриотического содержания, с которыми хор показывал себя на конкурсах и фестивалях.

Дивеевская обитель

Читать также:

Созерцатели света Божественной славы

Преображение случалось в истории человечества не один раз. Естественно, это конкретное преображение произошло однажды, когда Христос хотел укрепить веру Своих учеников перед распятием, но оно повторяется, и святые испытывают его во все времена. Мы молимся Богу: «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный». На Святой Горе, в отдаленных келлиях и в общежительных монастырях, подвизаются […]

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко!»

Крест Господень ‒ это всемирный жертвенник, освященный кровью Агнца Божия ‒ святой жертвы, которую принял за грехи мира возлюбивший нас Бог Отец. На кресте растерзано рукописание наших грехов, крестом убита смерть, поэтому здесь надо искать жизнь для нашей мертвой плоти. Вот почему крест ‒ наша победа, наша слава, венец и защита. Здесь же ‒ у […]

Преемственность архитектурных традиций

– Ансамбль нашего монастыря удивительно органичный, выполненный в одном ключе. В нем нет резких контрастов стилей, начиная с Казанского собора и закачивая последними постройками. Все очень гармонично дополняет друг друга. Так стала делиться своими наблюдениями послушница Серафимо-Дивеевского монастыря, архитектор по образованию. Мы решили всмотреться в архитектурный комплекс нашей обители. Это желание возникло не потому, что  […]