Разговор о любви с митрополитом Запорожским и Мелитопольским Лукой (Коваленко)

Владыка, вы к нам в Дивеево приехали не один, а устроили паломнический автопробег, в котором принимает участие более десяти машин. Это – традиция в вашей епархии устраивать такие автопробеги по святым местам? В чем их смысл? 

Это традиция, которая сложилась за последние пять лет. Мы стараемся каждый год посещать святые места. Приглашаем всех, единственное условие – это наличие автомобиля. Мы побывали на Валааме, в Греции, Сербии, Румынии. Нынешний автопробег – самый короткий. Когда мы ездили на Соловки, маршрут составил более 6000 километров. Каждый год прокладываем новые маршруты, чтобы помолиться. Паломнический день у нас обычно начинается с литургии.

И с причастия? 

Кто как желает. Потому что в составе группы есть люди, которым интересно просто попутешествовать, они никогда не причащались, никогда не исповедывались. Но были случаи, что после автопробега они обращались к Богу, начинали регулярно посещать богослужения. То есть люди во время таких паломничеств изменяются.

Ваша епархия имеет возможность видимым образом участвовать в жизни Запорожской области или вы вынужденно незаметно там живете? 

Я не скажу, что мы живем незаметно. Приведу такой факт. Наш регион – промышленный, и у нас один из самых высоких уровней заболеваемости по онкологии и по туберкулезу. Наша епархия выступила инициатором большого благотворительного проекта «Любовь милосердствует» по сбору средств и донорской крови для больных детей. Он включает в себя разные мероприятия: концерт, ярмарку детских поделок «Дети – детям», показ телевизионных передач о добре и милосердии, беседы со священнослужителями и медперсоналом детских отделений больниц. В супермаркетах стоят боксы для пожертвований. Накануне или в сам праздник Благовещения проект завершается трехчасовым телемарафоном, который транслируют местные телеканалы.

В проекте принять участие может каждый человек. Кто‑то помогает денежными пожертвованиями, кто‑то своими руками и содействием. На счет благотворительного проекта постоянно поступают денежные взносы от простых граждан, церковного причта, бизнесменов, государственных и общественных деятелей, представителей творческой интеллигенции. Мы получали даже переводы по 20–30 гривен от школьников. Средства продолжают поступать на протяжении всего года.

На собранные деньги мы приобретаем оборудование для детского онкоотделения и для детского отделения противотуберкулезного диспансера. Благодаря тому оборудованию, которое мы приобрели, детское отделение онкогематологии включили в общеевропейскую систему поддержки.

Однажды приехал к нам из Киева главный детский инфекционист и сообщил, что у них есть специальный биокатализатор, который два вида штамма стафилококка определяет. А наш завотделением в ответ ему говорит: «Да это у вас уже устаревший биокатализатор. У нас, благодаря Запорожской епархии, биокатализатор уже может четыре штамма стафилококка определять». А определенный штамм – это правильное и своевременное лечение. Люди жертвуют и свою кровь для больных детей, больше полторы тонны крови собрали за семь лет.

Мы всегда подчеркиваем, что хотя проект проводит Украинская Православная Церковь, он – межконфессиональный, а оборудование, которое приобретается на полученные средства, используют для лечения всех детей без различия. И кровь мы сдаем для всех детей, независимо от того, есть у них крестик на груди или нет. Милосердие нужно всем.

То есть мы заявляем о себе не в скандалах, а стараемся помогать людям и своим примером привлекаем к этому других. Нас знают и в домах престарелых, и в хосписе, и детки-инвалиды, то есть епархия старается жить полноценной жизнью. Тем самым мы свидетельствуем о Христе.

А если какие-то официальные мероприятия проходят в Запорожье, вас приглашают? 

Нас не приглашают, потому что мы в глазах официальных органов, особенно последние пять лет, являемся врагами Украины. Раньше меня приглашали, потом перестали. Сначала я переживал. А потом сам себе задал вопрос: что оттого, что я потрачу время на какое-то мероприятие? Может быть, мне лучше это время посвятить другому – уделить его молитве или прочитать книжку? Но когда приглашают – мы приходим.

В своем приветственном слове после субботней литургии вы сказали о значении испытаний для православного человека, для Церкви. Что новое появилось в церковной жизни Украины после 2014 года? Какие-то новые качества вы видите у верующих людей в последнее время? Можно ли сказать, что в людях с особой силой возобновляется сейчас благодатная духовная жизнь? 

Часть людей от нас ушла. Но пришли новые. Могу сказать, что наши прихожане стали более собранные, они сплотились, чувствуют больше ответственности за свою Церковь. В 2014 и в 2018 годах мы провели в епархии анкетирование более двух тысяч человек. Один из вопросов был: «Как часто вы причащаетесь?» Если в 2014 году частота причастия хотя бы раз в месяц и чаще была примерно у шестидесяти процентов, то в 2018 году – у восьмидесяти. В 2014 году до 20 процентов респондентов считали, что можно на русском служить, можно на украинском, церковнославянский не нужен, а теперь только 5 процентов. Показательно участие людей в крестном ходе в Киеве на день крещения Руси 27 июля. Мы собрали 800 человек. Нам не давали автобусы. Нас остановили в Киеве под предлогом, что в автобусе взрывчатка. Всё выдержали и участвовали в этом многотысячном крестном ходе.

Что помогает превозмогать те нестроения, которые существуют у вас в стране? Как научиться не роптать, не осуждать власть, тех людей, которые ведут страну в бездну? То, что надо любить своего врага — это понятно, но как полюбить врага Христа? 

Интересный вопрос: как полюбить врага Христова? Если ты не можешь его полюбить сразу, то хотя бы постарайся его не осуждать, не роптать на него. Вот вчера апостольское чтение было о том, как Господь призывал Савла и как он пошел проповедовать. Мы ведь помним, что у апостола Павла был Александр медяник, который его искушал. И апостол за него благодарил Бога и говорил: «Господи, ты даешь мне повод закаляться, ты даешь мне возможность очищаться, ты научаешь меня смирению». Вот это пример для нас. Когда не знаешь, как поступать, открой жития святых – и Господь научит тебя, как поступить по молитвам этих святых.

Нынешний год в нашей епархии объявлен годом запорожских новомучеников. Эти люди жили на нашей земле, здесь трудились, подвизались, переживали все те страдания, которые устраивала для них безбожная власть. Сейчас у нас физических расправ нет, нам бы понести те моральные репрессии, которые существуют. Нас обзывают, нас называют врагами Украины, предателями. И что только мы ни слышим в свой адрес, сколько всякой лжи о нас говорится. От новомучеников мы должны научиться это все переносить со спокойной душой и бороться со своими искушениями.

Духоносные старцы говорят, что без жертвы не научишься любить. Почему существует такая зависимость? 

Истинная любовь – всегда жертвенная. И Господь показал нам такую любовь. Он пожертвовал Собой ради нас. Достойны ли мы этой любви? Вот этот вопрос уже к нам. Да, могут быть падения, отречения и предательство, но у нас есть самое мощное лекарство – наша исповедь, наше причастие, которое помогает нам бороться с этим.

Конечно же, вы болеете о недугах своего народа. А что лично от вас зависит в том, чтобы обстановка в стране улучшилась? 

Тоже часто об этом размышляю. Некоторые говорят: «Один в поле не воин». Но ведь нам Господь дал самое мощное оружие – молитву. И батюшка Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Когда ты начнешь стяжать дух мирен, когда ты будешь источником любви, то и другие люди, видя твои труды, будут с тобой вместе меняться, ведь сказано: С преподобным преподобен будешь, а со строптивыми развратишься (Пс. 17, 26). Каждый должен стараться не быть источником зла. Где зло?

В нашем сердце. 

Да. Искоренив в сердце своем зло, ты лишаешь силы то зло, которое есть в мире. А если каждый из нас будет изменять себя в лучшую сторону? Зло будет просто уничтожаться. Что такое зло? Зло – это отсутствие добра. Очень просто. Не будет в твоем сердца зла – и вокруг тебя будет добро.

Храм – это место образования духовной личности. Так вы сказали в одном из интервью. Как происходит это образование? 

Храм – это место формирования души, потому что душа-то образуется при рождении. Если душа будет лишена храма – места общения с Богом, лишена таинств, то, конечно, она будет вбирать в себя все, что ее окружает. И за счет этого будет только уродоваться.

Какие добродетели – самые ценные для христианина? 

Любовь, в первую очередь.

Сейчас неделя о расслабленном. Почему мы беспечные и расслабленные?  В чем состоит опасность такого состояния человека? 

Причина расслабленности – конечно же, наша греховность. Расслабленный человек никому не делает добро, в его поступках нет ничего жертвенного, никакой духовной активности, и потому он закисает. Он не знает, за что хвататься, он не может определить, куда ему идти и что делать, что для него главное. Нет определенной правильной цели у него в жизни. Человеку надо научиться всегда быть начеку, надо понять, что тебе мешает правильно сосредоточиться, поставить правильные цели. Но если мы позволяем себе расслабление, мы позволяем себе разрушение.

Свое разрушение? 

В том числе и свое. И общества.

Какие личности в нашей Православной Церкви в прошлом и в настоящем служат для вас маяками? 

Мне пришлось быть несколько лет возле Блаженнейшего митрополита Владимира, наблюдать его в совершенно разных состояниях – на богослужениях, в болезни, при перенесении скорбей; это была очень хорошая школа. Сегодня наш предстоятель – блаженнейший митрополит Онуфрий. Он настоящий борец, но при этом никогда не делает никаких грубых политических заявлений, он говорит лишь только о Христе. У него есть одна антитеза: грех или не грех. Я недавно был временным членом Священного Синода Русской Православной Церкви и увидел, как работает наш Патриарх. Это тоже та школа, которой надо учиться. Жизнь дарит много таких встреч с людьми, от которых можно почерпнуть доброе, научиться хорошему.

Чему вы научились у глинских старцев? Вы ведь были наместником Глинской пустыни? 

Когда мы готовились к их канонизации, пришлось перебрать много материалов, переработать, сверить, и просто удивляешься, насколько эти люди, перенесшие столько страданий, полностью доверяли Богу. Это не расслабление, а полное вручение себя в руки Божии и боязнь согрешить, допустить какую-то мысль, которая могла бы отвлечь от Бога.

Что нужно, чтобы быть счастливым? 

Счастье – это когда человек ощущает присутствие Божие в своей жизни, когда ты рядом с Богом и Господь держит тебя в Своих отеческих руках.

Какая у вас самая любимая молитва? 

Я бы, наверное, сказал несколько строк из Священного Писания. Мы вчера как раз слышали их на молебне после акафиста: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). А последнее время мне особенно дороги слова Иоанна Богослова: Братья, будьте вкупе, и благо вам будет (____).

«Дивеевская обитель»

Free Download WordPress Themes
Free Download WordPress Themes
Download Best WordPress Themes Free Download
Premium WordPress Themes Download
free download udemy course
download lenevo firmware
Premium WordPress Themes Download
udemy paid course free download

Читать также:

Молитва и ее значение в духовной жизни

Доклад епископа Солнечногорского Алексия, наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря на круглом столе «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, 13–14 ноября 2019 года) В разрабатываемых документах и их обсуждении неизменно затрагивается тема молитвенного делания. Обсуждаются значение молитвы и ее место в монастырском распорядке, возможность или невозможность непрестанной молитвы, исполнение суточного […]

Благословение и послушание – благодать Божия

При пострижении в монашество постригаемый без всякого принуждения, следуя своей свободной воле дает пред Богом три обета: о послушании, нестяжании и целомудрии. Это три столпа, на которых зиждется монашеская жизнь, всецело устремленная к Царствию Небесному. Монах отрекается своей воли и ради Христа научается жить в послушании игумену и братии, стяжевая через это и другие добродетели. […]

Тихая девственная обитель

Дивеевская история. Монастырь Тихая девственная обитель Дивеевский монастырь по описаниям паломников XIX и XX веков Вид с колокольни: в центре – Троицкий собор, слева – детский приют, на заднем плане справа – святая Канавка. Начало ХХ века. После прославления преподобного Серафима множество паломников устремлялись в места, овеянные его молитвенным подвигом. Посещая Дивеево, они затем обязательно […]