Путь к горнему Иерусалиму
Монастырское кладбище
В пасхальные дни 2020 года Дивеевский монастырь проводил в вечность любимых сестер, которые все свои силы до последнего вздоха отдали родной обители.

Схимонахиня Серафима (Мария Ильинична Савосина) – одна из самых первых начала служить делу открытия Серафимо-Дивеевского монастыря после многолетнего его запустения. Она родилась в Мордовии в селе Жегалово Темниковского района 17 июля 1925 года. Ее мама Евдокия рассказала детям, что однажды, когда она работала в поле, видела в небе преподобного Серафима, уходящего из Сарова, а потом узнала, что именно в этот день из Саровской пустыни увезли его святые мощи. Мать, хотя и верила в Бога, но молитвам и прочему научилась уже от Марии. А отец был у нее боголюбивый. В трехлетнем возрасте Мария тяжело заболела. Отец плакал и просил: «Доченька не умирай!» А ей открылись небеса, и она видела, что все ходят там в белых одеяниях.

С четырнадцати лет Мария начала работать, в военное время – на лесоповале под Первомайском, около Сарова, так как мужчины ушли на фронт. После войны она вышла замуж и вновь тяжело заболела. Ей посоветовали поехать в Загорск. Здесь Мария познакомилась с отцом Кириллом (Павловым), который взял ее в духовные чада. Он сказал: «Ты не для мира родилась. Тебе работа – "Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнуюˮ. Из Загорска она поехала в Почаев к преподобному Амфилохию. И он тоже сказал: «У тебя работа всю жизнь будет Иисусова молитва».

Поскольку Мария была неграмотной, не окончила ни одного класса, она работала уборщицей в управлении ядерного центра в Сарове. Муж занимал руководящую должность, но из-за верующей жены его с должности сняли. Уже после того, как вырастили пятерых детей, тайно от него она стала ходить на дальнюю пустынку молиться в памятные дни преподобного Серафима. Тридцать лет ходила. Муж был неверующий, и от него тоже пришлось претерпеть: и иконы выкидывал, и все было, но Мария терпела, потому что венчавший их старец Капитон из поселка Сатис велел все терпеть до смерти и крест нести до конца.

В 1976 году от дивеевских монахинь ей достался в Дивееве дом 20 на улице Лесной. В нем прежде жила монахиня Варвара, очень много пострадавшая от советской власти. Тут хранились святыни, которые были у сестер, – маленькие частицы камня и келии преподобного Серафима, мука с мельницы, засушенные цветочки со святых мест, изображение стопы Господа с места Вознесения. В этом доме мать Мария Савосина стала бывать, сажала огород, оставалась в нем на несколько дней сама и принимала богомольцев. А рядом, в домике схимонахини Маргариты (Лахтионовой), совершались монастырские правила, службы, жила блаженная Анна Бобкова.

В 1986 году по благословению Патриарха Пимена Мария Савосина с тем же именем была пострижена в Троице-Сергиевой лавре в мантию.
С 1988 года, когда в Дивееве готовили к открытию деревянную Казанскую церковь, мать Мария активно помогала добывать все необходимое для храма, привозила из Троице-Сергиевой лавры и из Сарова. Даже к нашему владыке Георгию, тогда эконому лавры, она обращалась с просьбами. Ее неотступность не позволяла отказать ей в помощи. Так же прежде она старалась помогать Троице-Сергиевой лавре, привозила из Сарова парчу, ткани для облачений.

На Лазареву субботу 1989 года архиепископ Николай (Кутепов) освятил Казанский храм в Дивееве и поставил монахиню Марию алтарницей и ризничной. И, конечно, она так и оставалась «снабженцем». Саров, закрытый для нас, всегда был доступен для нее – мать Мария днем и ночью ездила туда за всем необходимым. Перед освящением Троицкого собора благодаря связям в Сарове, она смогла быстро найти возможность выровнять землю около храма: было привезено очень много песка, и саровские солдаты за несколько часов благоустроили территорию для крестного хода.

Когда освятили Троицкий собор, мать Мария стала реже бывать дома, ночевала в храме, читала неусыпаемую Псалтирь по ночам, была единственной алтарницей на два дивеевских храма. А шел ремонт, и каждые субботу и воскресенье после недельной грязи нужно было отмывать собор заново. После служб она сама выносила и выбивала на улице по шестнадцать ковров.

В 1991 году, когда в Дивеево привезли мощи преподобного Серафима, мать Мария встречала Святейшего Патриарха Алексия II хлебом и солью.

И для Преображенского собора она двери в Сарове без копеечки сделала, и до сих пор они стоят. Вспоминая это, говорила: «Все везде было открыто не мне, а батюшка Серафим все двери открывал». А про себя добавляла: «Характер-то у меня боевой! Я сейчас-то не подарок. А тогда!..»
22 апреля 2005 года, в канун Лазаревой субботы, мать Мария была пострижена в великую схиму, новое имя она получила в честь автора «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» священномученика Серафима (Чичагова). С этого времени основной ее заботой стала молитва. Она была неграмотная, а по-церковнославянски читала, но со временем глаза ослабли, и ей приходилось просить помощи в совершении схимнического правила. Часто слышались ее просьбы об этом, адресованные и к сестрам, и к паломникам, и к рабочим – всех привлекала она к молитве. И рано-рано утром каждый день слышался стук ее палки, удаляющийся в сторону святой Канавки.

За год и четыре месяца до смерти после ночной литургии 1 января 2019 года с ней случился инсульт. Такая активная, подвижная, энергичная мать Серафима оказалась прикована к постели. Поболев, 9 мая 2020 года она мирно отошла ко Господу. Приняла Святые Дары и после этого уже не была больше причастна к этому миру. Последнее ее слово было: «Причастилась».
Вместе со схимонахиней Серафимой отпевали монахиню Евфросинию (Васильеву). Уже не первый раз в истории обители провожают в последний путь сразу двух сестер. В XIX веке одной из сестер обители Агафье Лаврентьевне батюшка Серафим задолго до ее кончины предсказал: «Тебя, матушка, на тот свет проводит апостол Петр». Эти слова стали понятны, когда старица скончалась в один день и час с дивеевским священником отцом Петром. Так и в 1997 году в один день скончались схимонахиня Маргарита (Лахтионова) и монахиня Ольга (Вишнева).

Монахиня Евфросиния (в миру – Надежда Петровна Васильева) родилась 4 сентября 1936 года в Орловской области, окончила медицинский институт и работала в московских больницах. Она стояла у истоков реанимационной терапии, получила специальность кардиоревматолога, много лет жизни посвятила самым тяжелым умирающим больным, любила их, не отходила ночами, лечила, выхаживала, ценилась как хороший диагност и до 1992 года работала в московской больнице им. С.П. Боткина.

Врачами были и ее родители – Петр Степанович Васильев и Муза Алексеевна Самсонова. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году Петр Степанович был главным врачом Калининского военного госпиталя, в котором находилось 800 раненых. Когда госпиталь оказался на оккупированной немцами территории, он остался верным своему долгу, не смог оставить раненых. После того, как Калинин освободили, Васильева вместе с другими медиками осудили по статье 58-1, пункт «б» за измену родине и расстреляли 22 сентября 1942 года. Его супругу как жену врага народа арестовали, первые годы жизни их дочери Надежды проходили в гулаге, где она находилась вместе с матерью. Уже будучи в монастыре, она узнала, что отец был расстрелян на подмосковном полигоне «Коммунарка» и побывала там; это было одним из самых значительных впечатлений ее жизни.

Выйдя на пенсию, Надежда Петровна стала работать в московском храме святых Космы и Дамиана, приезжала неоднократно паломницей в Дивеево, а на праздник Рождества Христова в 2000 году получила благословение игумении Сергии на организацию богадельни в монастыре.

Как новоначальная, или кандидатка, она прошла разные послушания – в гостевом доме Мухтоловском, на огороде и всегда всем безотказно оказывала скорую медицинскую помощь. Она изучала незнакомую ей сторону медицины – геронтологию, знакомилась с организацией домов милосердия, богаделен, активно участвовала в подготовке корпуса монастырской богадельни в 2005–2007 годах и в благоустройстве окружающей ее территории. Исполняя любое послушание и понимая силу благословения, она всегда беспрекословно слушалась матушку игумению, ничего не предпринимала, не посоветовавшись с ней, в необходимых случаях вызывала благочинную.

В 2002 году на праздник преподобной Александры Дивеевской Надежда Петровна стала послушницей, а 25 марта 2011 года состоялся монашеский постриг, в котором ей дали имя в честь преподобной Евфросинии Московской. Мать Евфросиния любила монастырские службы, очень почитала свою святую, ездила в Москву к ее святым мощам. Свою келейную икону преподобной Евфросинии она всегда приносила в храм на службы, когда праздновались ее дни памяти.
До 2017 года, около десяти лет, монахиня Евфросиния несла послушание старшей и врача в богадельне. Ей были свойственны внимание, любовь и ответственность за каждую сестру, материнская заботливость без всякого лицеприятия. При ней богадельня стала уютным домом, в котором часто пахло пирогами и стареньким сестрам было уютно и тепло от сердечного участия. И уже когда по состоянию здоровья отошла от дел, она насколько могла старалась быть полезной обители, вникала в нужны богадельни и больных.

Последние три года мать Евфросиния была тяжело больна, но она кротко и смиренно переносила свою немощь, была послушна и благодарна всем, кто ухаживал за ней. У нее было нарушение памяти, но удивительно, что однажды, когда при ней сестры говорили про Иисусову молитву, матушка внятно и осознанно произнесла: «Она всегда со мной».

Монахиня Евфросиния скончалась тихо и мирно ранним утром 10 мая 2020 года, в воскресенье.

Монахиня Агафия (Пелагея Ивановна Шевлягина) родилась 14 января 1942 года в селе Смирново Дивеевского района. Окончила семь классов школы и начала работать на колхозных полях. Вышла замуж, воспитала детей. Жила в Нижнем Новгороде, с 1972 года – в Сатисе. В мае 1990 года пришла трудиться техничкой в дивеевский Троицкий собор. Была молчаливой, с ответственностью относилась к любому данному ей послушанию, а трудилась она в монастыре церковницей, помощницей казначеи, продавцом в свечной лавке, кассиром. Все делала с молитвой. Пока было мало сестер в монастыре, почти каждую ночь читала неусыпаемую Псалтирь. Вставала она рано: в три утра уже на ногах, а через полчаса приходила на послушание. В ней не было злобы. Даже если нашумит, быстро отходила и прощала.

В Великий Четверг 1992 года матушка игумения одела Пелагею в подрясник, на день Святой Троицы в следующем году – в рясофор, в марте на Крестопоклонной неделе 2004 года митрополит Георгий совершил ее монашеский постриг с наречением имени Агафия, в честь мученицы Агафии.

Мать Агафия никогда не пропускала службы, всегда ее можно было видеть на послушании за свечным ящиком. И последние дни своей жизни она провела в храме. Даже в понедельник, 27 апреля, периодически теряя сознание, оставалась на литургии. Днем ее отвезли в больницу в Нижний Новгород, где она и скончалась 1 мая в 8 часов утра. Последнее ее желание было раздать всем сестрам свечи, чтобы они поставили их по храму ко всем иконам.
Монахиня Симеона (Зоя Васильевна Корнеева) родилась 1 декабря 1947 года в селе Троицком Свердловской области. Работала токарем на заводе, а после окончания техникума перешла в проектно-конструкторское бюро. Была замужем, воспитала сына, который, будучи уже взрослым, не смог сразу смириться с ее уходом из мира. А она больше всего в жизни возлюбила Господа нашего Иисуса Христа, и сердце ее загорелось стать Христовой невестой. И вот, 3 июля 1998 года Зоя поступила в Дивеевский монастырь. Матушка игумения Сергия благословила ее на послушание на хозяйственный двор. Это была суровая школа послушания и смирения, ведь монастырь только поднимался из разрухи и запустения, и труды приходилось нести очень тяжелые.

В 2003 году, в сложные месяцы подготовки к 100-летию прославления преподобного Серафима, ее назначили старшей на этом послушании. Она справилась с многочисленными и разнообразными задачами, которые приходилось тогда решать, и заслужила любовь и уважение всех, кто с ней трудился, – и сестер, и братьев. Ей присущи были простота, незлобие, детская чистота, отзывчивость на скорбь и страдание.

В иночество послушница Зоя была пострижена в 2004 году, на стояние преподобной Марии Египетской. В монашество – в 2009 году. Имя ей дали в честь уральского святого – праведного Симеона Верхотурского.
Мать Симеона с усердием относилась к выполнению любого задания и буквально бежала на послушание; даже одевалась очень легко, чтобы одежда не связывала движений. В обязанности сестер хоздвора входила ответственность за чистоту и порядок на всей территории монастыря (дворников тогда не было), и на строительных объектах, и на складах. Мать Симеона всегда видела, где непорядок, ничего не оставляла на «потом». «Завтра нам Господь не обещал», – говорила она. Нередко приходилось задерживаться допоздна всем – и сестрам, и рабочим; особенно перед праздниками. Если возникали какие-то трудности, за помощью она шла к батюшке Серафиму. Делала двенадцать поклонов и просила нужное. С большой заботой мать Симеона относилась к вверенным ей рабочим. Относилась к ним как мать – строго, рассудительно и с любовью, и они безотказно трудились для обители. Братьев она жалела, себя – никогда. Говорила кратко, но прямо, не терпела лицемерия и фальши.

Когда Дивеевскому монастырю в 2009 году отдали для восстановления Белбажский монастырь, матушка игумения направила туда мать Симеону с трудниками. Обитель была осквернена, разорена. Дорога – тяжелая, более четырехсот километров в одну сторону. С апреля по август расчищали храмы и территорию, выносили мусор, готовили территорию для работы строителей.
С 2012 года – новое трудоемкое по организации послушание, земледельческое, и связанные с ним работы по приведению в порядок здания бывшего дивеевского хлебозавода. Уже на следующий год начали засеивать монастырские поля. Последнее время мать Симеона скорбела, что из-за многих болезней нет уже тех скорости и внимательности, как прежде, но отвечала за гостевой дом «Северный» и за маслозавод, была диспетчером в гараже. Одно ее присутствие, даже без слов, утешало и вдохновляло сестер. Матушка игумения говорила, что она – пример для многих.
В 2012 году игумения Сергия поручила матери Симеоне новопостриженную инокиню Галину (Чуканову).

Галина Витальевна Чуканова родилась в Воронеже 26 марта 1969 года. При ее родах умерла мать, и девочку воспринимали в семье как виновницу этого несчастья. После восьмого класса ей пришлось идти работать, так как нужно было самой себя прокормить. В 1991 году Галина крестилась в Казанской церкви города Воронежа. С 1996 года училась в Воронежском государственном университете, но не окончила его. Работала секретарем на кафедре факультета журналистики.

В Серафимо-Дивеевский монастырь ее благословил схиигумен Илий. Она прошла послушания на овощном складе и в скиту на разъезде Венец. В 2010 году скит закрыли, и матушка игумения благословила послушницу Галину помогать матери Симеоне в Северном гостевом доме, где вскоре ее назначили старшей и еще поручили заботу о Казанском источнике.
После иноческого пострига, который состоялся на Похвалу Богородицы 30 марта 2012 года, у новопостриженной инокини Галины открылись новые таланты и такая любовь к обители и к трудящимся в ней, что она отдавала послушанию все свои силы и физические, и духовные без остатка. Она сумела объединить гостевой дом «Северный», огород и Казанский источник и при минимальном количестве постоянно меняющихся помощников так мудро вдохновить их и распределить работы, что эти послушания стали образцовыми.
Мать Галина очень любила Пресвятую Богородицу, старалась хранить мир душевный, всех утешить и приободрить. Она ценила и любила людей, пыталась помочь каждому, была безотказной. Говорила: «Мы здесь служки», – и паломников, которые останавливались в гостевом доме, принимала так, чтобы ни у кого не было и тени обиды на обитель. Она делала все возможное для того, чтобы угодить Царице Небесной и порадовать людей.

С детства мать Галина не отличалась крепким здоровьем, и в монастыре часто болела, перенесла несколько операций, но никогда не жаловалась и не искала себе облегчения.

2 мая 2020 года, накануне третьей Недели по Пасхе, святых жен-мироносиц, инокиня Галина отошла ко Господу. «Мы потеряли любящую мать, надежного друга, светлого человека», – с болью отозвались на ее смерть близко знавшие и трудившиеся вместе с ней сестры.
Когда человек живет рядом с тобой, очень трудно оценить в полном объеме все богатство его души и разнообразие данных от Бога талантов. Обычно о людях судят по их отдельным поступкам, оценивая хорошо или плохо. И лишь спустя время, когда мы разлучаемся надолго или навсегда, когда этого человека нет рядом – раскрывается в той или иной степени полнота его земного бытия. Открывается вся красота и слава бессмертной души, скрываемая до сих пор бренным телом. Это научает нас ценить каждого человека еще при жизни. Как образ Божий, образ Света Невечернего ценить те качества, которыми Бог снабдевает всех людей, но особенно верующих в Него, получающих благодать Святого Духа, Который непостижимым образом преображает человека, просветляет его душу, облагораживает его поступки, делает его совершенно другим, отличным от мира греховного. Как говорил батюшка Серафим, они очистились благодатию Христовою, все более и более светлели, совсем просветлели и спаслись.

И хотя мы скорбим, что дорогих нашему сердцу недавно почивших сестер нет с нами видимым образом, но радуемся тому, что можем молитвенно послужить им, ценим и вспоминаем их жизненный путь и с благоговением храним о них память.