«Откуду начну плакати…»

О Великом каноне прп. Андрея Критского

Среди множества великопостных песнопений самым известным является Великий покаянный канон – творение преподобного Андрея, архиепископа Критского, состоящий из 250 тропарей.

Одной из причин написания канона стало раскаяние святого Андрея в том, что он под давлением византийского императора Филиппика Варды в 712 году принял монофелитскую* ересь. Канон был написан в последние годы жизни прп. Андрея, это был покаянный труд перед смертью.

Во время жизни преподобного Андрея Критского самого понятия «канон» еще не было; его творение, которое мы знаем как Великий канон, называлось стихирой или «стихами святоградца», то есть жителя Иерусалима. Великая стихира преподобного Андрея в канон была сформирована позднее, к ней были добавлены тропари преподобной Марии Египетской, поскольку и самое чтение Великого канона положено на день ее памяти, на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста. Это преобразование великой стихиры святоградца в форму канона принадлежит трудам преподобного Иоанна Дамаскина или преподобного Феодора Студита.

В каноне много библейских аналогий. Они соотносятся с состояниями человеческой души, и сказания Ветхого Завета полны раздумья над сущностью человеческих дел; с большой глубиной, состраданием и любовью преподносятся, предлагаются эти раздумья кающейся душе. Первородный грех и милость Божия к падшему человеку; обетования Божии и пророчества о спасении; Боговоплощение и Приснодевство Богородицы; Искупление и плоды покаяния в Церкви Христовой, – все, о чем говорит преподобный Андрей, имеет одну главную мысль – содействовать нашему спасению.

Библейские события интересны св. Андрею, как подобия людских грехопадений и восстаний, однообразно повторяющихся во все времена бытия человечества. В исторических событиях ветхозаветного времени навсегда покрыли себя бесславием, например, бесстыдный сын Ноя – Хам, презрительный Измаил, женонеистовый Исав, мятежники Дафан и Авирон, сыны слабовольного первосвященника Илия Офни и Финеес, волхвы Фараона Ианний и Иамврий, блудные потомки Ефрема, гордый царь Саул и дерзновенно ходивший пред Богом левит Оза.

Негодная жизнь порочных лиц, упоминаемых в истории Ветхого Завета, наглядно представляет душе картину ее собственного нравственного разложения. Ей необходимо стремительно бежать от греха по подобию Авраама, покинувшего Харран, и спасаться на «горе добродетелей, как Лот в Сигоре». Пред кающейся душой светлые лики ветхозаветных праведников – как звезды ночью – сияют всегда своими добродетелями: благочестием, молитвенностью, послушанием Богу, совершенным покаянием и мужественным самоотвержением. Духовно прекрасны, например, из ветхозаветных людей: Моисей, Гедеон, Варак, Иеффай, Иисус Навин; пророки – Самуил, Илия, Елисей, Даниил с тремя сотоварищами в Вавилоне, пророчица Анна, мать Самуила, Девора, Иоиль и др. Они учат возвышаться над временем, подчиняться закону Божию, мысленно стремиться к небесному отечеству и решительно бороть плотские помыслы, страсти и соблазны.

Сравнение добродетельности праведников с личным устранением дает грешнику сильное побуждение плакать о себе. У него нет и признаков сугубой благодати пророка Елисея, нет страннолюбия жены сонамитянки, покаяния ниневитян, ревности по Боге и мужества праведного Иова, нет целомудрия Иосифа Прекрасного и плача о грехах царей Давида, Манассии и Езекии.

Канон понедельника начинается с воспоминания прародителей, их сотворения и грехопадения. Адам послушал Еву, которая, в свою очередь, была научена диаволом, и согрешил. В мир через его непослушание вошел первородный грех. Адам и Ева за нарушение обета, данного Богу, не есть плодов с древа познания, были изгнаны из рая: «Подражая первозданному Адаму в преступлении, я сознал, что за грехи мои я обнажен от Бога, от вечного Царства и сладости (сего Царства)» (Быт. 3, 6-7).

«Душа, спасайся, как праведный Лот на горе и поспешай укрыться в Сигор» (Быт. 19, 22-23).

Лот, человек праведный, жил в городе Содоме со своим семейством. Содом и Гоморра были прокляты Господом за нечестивое житие. Пришедшие в виде странников Ангелы вывели Лота и его семейство из города, на который Господь послал огненный дождь и который уничтожил. Праведный Лот с семейством ушел в Сигор; ради него Господь сохранил этот город от участи Содома и Гоморры.

«Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит… указанием на восхождение делами и (равно также) на возвышение разумом; посему, если желаешь жить в деятельности и в разумении и созерцании, обновляйся» (Быт. 28, 12).

Патриарх Иаков, сын Исаака, обманом получив с помощью своей матери Ревекки благословение отца, предназначавшееся не ему, а старшему сыну Исаву, был вынужден бежать от гнева брата. Однажды в пути он уснул и видел во сне лестницу, соединявшую землю и небо. По ней поднимались и спускались Ангелы Божии. Лестница от земли до неба – это напоминание человеку, что Бог все время рядом, Он не вмешивается без нужды, но готов прийти на помощь человеку в нужный момент.

«Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как многочадною, – деятельность, под Рахилью, как полученною через многие труды, – разумение, ибо без трудов ни душа, ни деятельность, ни созерцание не будут совершенствоваться» (Быт. 6, 1-3).

У Иакова было две жены – Лия и Рахиль. Подобно новозаветным Марфе и Марии, в них видится воплощение активного и созерцательного типов человеческой натуры.

«Подражая Рувиму, я совершил, несчастный, законопреступное дело перед Всевышним Богом: я осквернил ложе мое, как тот – отчее» (Быт. 35, 22).

Рувим, человек невоздержанный, лишился прав первородства вследствие тяжкого греха: он оскорбил ложе отца с его наложницей его Валлой и тем самым навлек на себя проклятие умирающего Иакова. Дальнейшее потомство Рувима не отличалось ни своей численностью, ни своей силою.

«Я согрешил, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа – плод чистоты и целомудрия» (Быт. 37, 28).

Иосиф – младший и любимый сын Иакова, так как родился от его любимой жены Рахили. Братья, возненавидев Иосифа за особое положение в семье, по зависти продали его в рабство в Египет.

«Как Дафан и Авирон, отклонилась ты, душа, от своего Господа, но, дабы не поглотила тебя пропасть земная, – воззови из ада преисподнего: «Пощади!»» (Чис. 16, 32).

Дафан и Авирон во время странствия израильского народа по пустыне были служителями при скинии Божией. Найдя себе сообщников, они возроптали на Моисея за то, что он, по их мнению, ставил себя выше всех. Господь наказал мятежников: Дафана и Авирона поглотила земля, на остальных нашел огонь с неба.

«Рассвирепев, как юница (молодая телица), ты уподобилась, душа, Ефрему» (Иер. 31, 18).

Ефрем, младший сын Иосифа, смешался с языческими племенами, на общение с которыми Бог наложил запрет.

«Пусть рука Моисея убедит нас, душа, как может Бог убелить и очистить прокаженную жизнь» (Ис. 4, 6-7).

Господь велел Моисею положить свою руку в пазуху. Когда он ее вынул – рука была бела от проказы. И опять Господь повелел положить руку в пазуху – и стала она такой же, как прежде. Рука символизирует деяния человека, ведь именно в действиях проявляется нечистота, гнездящаяся в сердце – «за пазухой».

«Некогда Саул, потеряв ослиц своего отца, неожиданно получил, при известии (о них) царство» (1Цар. 9, 1-27).

Саул не мог найти пропавших овец. По совету слуги он обратился к пророку Самуилу, который указал, где находятся ослицы, и предсказал Самуилу, что тот станет царем. Преподобный Андрей, напоминая об этом событии, предостерегает, чтобы мы не предпочли скотские вожделения Царству Христову.

«Давид некогда присоединил беззаконие к беззаконию, ибо к убийству он примешал прелюбодеяние; но он вскоре принес и сугубое покаяние» (2Цар. 11, 14-15).

Царь Давид, прельстившись красотой замужней женщины по имени Вирсавия, согрешил с ней. Ее муж Урия в это время был на войне. Чтобы не обнаружить свой поступок, царь приказал поставить Урию на передовую, чтобы он был убит. Урия погиб как храбрый воин.

«Некогда везомый на колеснице Илия, восшедши на колесницу добродетелей, вознесся превыше всего земного, как бы на небеса; об его восходе помышляй, душа моя» (4Цар. 2, 11). «При посредстве Елисея течение Иордана милотию* Илия некогда остановилось по ту и по другую сторону; но ты за невоздержание не получила сей благодати, душа моя» (4Цар. 2, 14).

Пророк Илия перед своим вознесением на небо ходил по городам, утверждая своих учеников. Елисей везде следовал за ним, хотя Илия не раз хотел его оставить. Когда они подошли к Иордану, Илия ударил милотию по воде, она расступилась, и они перешли на другой берег. После этого Илия возвестил о своем восшествии на небо и спросил, что он может сделать для Елисея. Тот просил дать ему того Духа, который в Илии, вдвойне. Илия обещал, при условии, что Елисей увидит его возносящимся в огненной колеснице на небо.

«Некогда соманитянка с добрым расположением угостила праведника; ты же, душа, не приняла в свой дом ни странника, ни пришельца» (4Цар. 4,8)

Пророк Елисей творил много чудес. В городе Сомане жена соманитянка всегда приглашала его в дом и кормила хлебом. Ее доброта была вознаграждена рождением сына.

«Несчастная душа, ты постоянно подражала нечистому нраву Гиезия» (4Цар. 5, 20-27).

Гиезий, слуга Елисея, тайно пошел за исцеленным от проказы военноначальником Нееманом и просил у него денег за исцеление. Елисей, узнав об этом, наказал слугу, наслав на него проказу.

Канон вторника начинается воспоминанием греха Каина: «Превзойдя Каиново убийство, я по сознательному соизволению, чрез оживление плоти, сделался убийцею души, вооружившись против нее злыми моими деяниями» (Быт. 4, 8). Каин и его брат Авель были детьми Адама и Евы. Каин был земледелец, Авель – пастух. Когда они приносили жертву Богу, то Бог принял дар Авеля, а Каинов отверг, за что Каин возненавидел своего брата и убил его.

«И мне грех сшил «кожаные ризы», сняв с меня боготканную прежнюю одежду» (Быт. 3, 7).

Согрешив, Адам и Ева осознали свою наготу и спрятались от Бога. Тогда и появились первые, кожаные, одежды.

«Я подражал необузданно поступившим современникам Ноя, унаследовал их жребий – потопление потопом» (Быт. 6, 1-17).

Потомки Адама и Евы, постепенно населявшие землю, стали отходить от Бога и нарушать волю Божию, только Ной оставался верным Ему. Господь, видя их нечистое житие, раскаялся, что создал людей, и пообещал истребить их с лица земли. Ною же велел сделать ковчег, в котором он спасся со своим семейством.

«Подражая отцегубителю Хаму, ты не прикрыла, душа, – отвернувшись назад лицом – срамоту ближнего» (Быт. 9, 22-23).

В этом стихе вспоминается, как сын Ноя Хам надсмеялся над наготой заснувшего от вина отца. За такой поступок Ной проклял детей Хама.

«По подражанию презираемому Исаву отдала ты, душа, своему соблазнителю первенство первоначальной красоты… посему ныне покайся» (Быт. 25, 32).

У Исаака и Ревекки были сыновья Исав и Иаков. Когда они были еще во чреве матери, Господь сказал Ревекке, что больший будет в порабощении у младшего. Однажды Исав пришел голодный с поля и попросил у Иакова еды, тот согласился с условием, что Исав за чечевичную похлебку отдаст ему свое первородство.

«Слышав об Иове, сидевшем на сорной куче, ты, душа моя, не соревновала ему в мужестве» (Иов. 1, 1-22).

Иов был человеком богобоязненным и непорочным. Он имел большую семью и большое богатство. Господь попустил сатане лишить Иова всего, что он имел. В одно мгновение Иов потерял все, покрылся проказой и был вынужден жить за городом, на помойке. Но и в таком положении он не похулил Господа, уповая  на Его милость.

«Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный; но Офни и Финеес принесли Богу, как ты, душа, жизнь нечистую, отчужденную от Бога» (1Цар. 2, 12-13).

Офни и Финеес – недостойные сыновья первосвященника Илии. Они производили бесчинства в храме, отнимали жертвенные части у приносящих и производили соблазн своей невоздержной жизнью. Илий знал о делах их, но делал им только слабые выговоры. Они были убиты во время войны евреев с филистимлянами.

«Когда Ковчег везом был на колеснице, то известный Оза, в то время как телец свернул в сторону, лишь только прикоснулся, испытал на себе гнев Божий, но, душа, избегая его дерзости, благоговейно почитай божественное» (2Цар. 6, 6-7).

Оза – сын левита Аминодава. После победы над филистимлянами Давид пожелал перенести в Иерусалим Ковчег Завета из дома Аминадава, в Ваале Иудином. Во время торжественного перенесения Ковчега на новой телеге, которую вели Оза и Ахия, волы наклонили Ковчег у гумна Нахонова. Оза простер руку к Ковчегу, чтобы придержать его и взялся за него, и за это дерзновение был наказан от Бога мгновенной смертью у Ковчега Божия.

«Ты слышала об Авессаломе, как он восстал на природу, знаешь омерзительные поступки его, которыми он обесчестил ложе отца – Давида; но ты сама подражала его страстным и сластолюбивым порывам» (2Цар. 15, 1-37; 16, 21).

Авессалом был одним из сыновей царя Давида, он не любил отца и хотел завладеть его престолом. Авессалом, склонившись на советы Ахитофела, на глазах у всех вошел к наложницам Давида, так он формально занял место царя Давида.

«Увлекшись удовольствиями страстей, он (Соломон) осквернился. Увы! Ревнитель премудрости явился любителем распутных женщин и чуждым для Бога. Ты сама, душа, по уму подражала ему постыдным сладострастием» (3Цар. 11, 6-8).

Царь Соломон, сын Давида, имел семьсот жен и триста наложниц, среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам ее родной земли. За это Бог прогневался на Соломона и пообещал после окончания его царствования множество лишений народу Израиля.

«Ты соревновала, душа, не послушавшему старческого совета Ровоаму, а вместе и непотребнейшему рабу, древнему мятежнику Иеровоаму. Но оставь подражание и взывай к Богу: я согрешил, смилуйся надо мною» (3Цар. 12, 13-14).

По смерти Соломона в Израиле воцарился его сын Ровоам. Народ просил его облегчить тяжелое бремя, которое наложил на них Соломон. Ровоам не послушал совета старцев проявить милость к народу, но, посовещавшись со своими сверстниками, пообещал наложить на народ двойное бремя. В результате десять колен израильских отпали от Ровоама, и царство разделилось на израильское и иудейское.

Иеровоам – первый царь Израильского царства, образовавшегося в результате деятельности Ровоама. Он стремился к абсолютной самостоятельности, к отчуждению своего народа от Иерусалима с его храмом. На границе с Иудейским царством Иеровоам установил идолов золотых тельцов и сам совершал им жертвоприношения.

«Соревновав Озии, ты носишь в себе, душа, вдвойне его проказу, так как о недолжном мыслишь и беззаконное делаешь» (4Цар. 15, 5)

Озия был царем Иудейским, своей жизнью угождал Господу, и Господь был всегда с ним. Но когда он стал могущественным, возгорделся и сделался преступником пред Богом. Он вошел в алтарь, чтобы покадить, но священник Азария воспретил ему это. Озия разгневался на священника, и на лбу его проступила проказа.

«Ты слышала, душа, про покаявшихся Богу в рубище и пепле ниневитян, им ты не подражала» (Ион, 3, 5).

Ниневия был город большой и богатый, но развращенный. Господь, видя злодеяния ниневитян, послал к ним с проповедью пророка Иону, который говорил, что через сорок дней Ниневия будет разрушена. Жители поверили ему и объявили пост. Бог увидел, что они отвратились от злых дел,  и простил их.

«Ты слышала, душа, о Иеремии, в грязной яме с рыданиями взывавшему к городу Сиону и искавшем слез; подражай его жизни – и спасешься» (Иер. 38, 6).

При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведен в плен, а пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время которого убит был Годолия, Иеремия был уведен мятежниками в Египет, где и скончался, побитый камнями от иудеев, которых он и там не переставал обличать за нечестие.

«Ты, душа, слышала, как Даниил во рве заградил уста зверей, узнала, как бывшие с Азариею отроки верою угасили разжженный пламень печи» (Дан. 14, 31; 3, 26-90).

Даниил попал в Вавилон из плененной Иудеи. Сохраняя верность Богу, он обличал жрецов и разрушал идолов, за что народ вознегодовал на него и потребовал от царя, чтобы он бросил Даниила в ров со львами. Даниил пробыл неделю во рве и остался невредим. Его друзья – отроки Анания, Азария и Мисаил за отказ поклониться статуе царя Навуходоносора были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на сорок девять локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его.

Канон среды вновь нас возвращает к праотцам.

«Душа многогрешная! Кому ты стала подобна, поразивши камнями, – злодействами тело и умертвивши разум безрассудными помыслами, как не первому Каину и тому Ламеху?» (Быт. 4. 1-26).

Восхищенный кровавым изобретением своего сына Тувалкаина, Ламех, потрясая мечом, надменно хвалился перед своими женами: «Я убью всякого, будет ли то почтенный, зрелый муж или легкомысленный отрок, если он осмелится нанести мне хотя бы малейшее оскорбление. И если Бог за смерть Каина обещался воздать всемеро, то я, вооруженный грозным изобретением своего сына, сумею в семьдесят раз лучше постоять за себя сам!»

«Пробежавши (взором) всех живших до закона, увы, не уподобилась, душа, Сифу, не подражала Еносу, ни Еноху» (Быт. 5, 1-32).

Через год после убийства Авеля у Адама и Евы родился сын Сиф, от которого произошло благочестивое племя. Сифиты верили в грядущего Христа. Уже при Еносе, сыне Сифа, это племя отличалось от нечестивых потомков Каина тем, что призывали Бога. Потомок Сифа праведный Енох «ходил пред Богом». В награду за благочестие Господь освободил его от вызванной грехами прародителей смерти, Енох был взят живым на небо.

«Ты, злочастная душа, не унаследовала Симова благословения и не получила подобно Иафету обширного владения» (Быт. 9, 20-28).

Сим и Иафет, сыновья Ноя, были благословлены им за то, что прикрыли наготу своего отца, когда тот опьянел и лежал обнаженный.

«Выйди, душа моя, из земли Харран – грех; поспешай в землю, источающую вечно живое нетление, которую Авраам унаследовал» (Быт. 12, 1-6).

Патриарх Авраам был родом из языческого города Харрана, в котором он жил со своим семейством, сохраняя верность Единому Богу и носил тогда имя Аврам. Бог велел Авраму уйти из дома его отца и следовать, куда укажет. Бог обещал, что произведет от Аврама великий народ, благословит и возвеличит самого Аврама и через него – все народы на Земле. Тогда Аврам, которому было 75 лет, вместе с женой Сарой, племянником Лотом, всем имуществом и людьми, которых имел, вышел из Харрана в землю хананеев. Господь сказал, что отдаст эту землю потомкам Аврама.

«Узнавши про Исаака – таинственно принесенного Господу новой жертвою всесожжения, подражай, злочастная душа, его решимости» (Быт. 22, 2).

Бог, испытывая верность Авраама, повелел ему принести в жертву единственного и долгожданного сына – Исаака. Когда Авраам уже занес нож над ним, Ангел остановил его руку. За такую веру Господь благословил все семя Авраама.

«Ты слышала об изгнанном, как порождении рабыни, Измаиле. Трезвись, душа моя, чтобы и ты, отдаваясь похотям, не претерпела бы чего-либо подобного» (Быт. 21, 10-11).

Так как у Авраама и Сарры долго не было детей, Авраам взял себе рабыню Агарь, и родился от нее сын Измаил. Когда родился обещанный Ангелами сын Исаак у Сарры, Измаил, считавший себя первородным, насмешливо обращался с ним, за что Сарра попросила Авраама выгнать Агарь с сыном.

«Владыка, по упорству я стал как ожесточенный нравом фараон, по душе и телу я Ианний и Иамврий, и погрязший умом, но помоги мне» (Исх. 7, 11).

Ианний и Иамврий – египетские волхвы, противостоявшие Моисею, но побежденные им. Иамврий – это предположительно греческая форма от Ямре («упрямый»); Ианний, вероятно, краткая форма от еврейского имени Йехоханан, близкого к встречающемуся в Талмуде слову яна – «подавлять».

«Восстань, противовоюй с плотскими страстями, как Иисус с Амаликом, всегда побеждая и гаваонитян – обольстительные помыслы» (Исх. 17, 8; Нав. 8, 21).

Амаликитяне воевали с израильтянами во время их странствования по пустыне. Моисей послал Иисуса Навина с сильными мужами на сражение, сам же, воздев руки, стоял на горе. И пока были подняты руки, побеждало войско Навина, когда же уставал Моисей и опускал руки – войско амаликитян. Тогда Аарон и Ор стали поддерживать руки Моисея, и Иисус низложил войско амаликитян.

При нападении на город Гай войско Иисуса получило сокрушительный удар: Бог оставил израильтян из-за греха Ахава. Когда же он сам и члены его семьи были умерщвлены, Бог снова помог своему народу, и гаваонитяне были побеждены.

«Ты, душа, добровольно скопила Манассиины преступления… так приобрети же, горячо соревнуя его покаянию, умиление» (4Цар. 21, 1-2).

Манасия был царем Иудейским. Он резко изменил религиозную политику своего отца царя Езекии, восстановил по всей стране языческие святилища и разрешил почитать иных богов. В Иерусалимском храме при нем была воздвигнута статуя Астарты. Он провел через огонь в финикийском святилище Ваала своих сыновей и пролил много невинной крови, напоив ею Иерусалим от края до края. Когда Манассия в оковах был доставлен к ассирийскому царю Асархаддону, он упал в ноги великому владыке, раскаялся в своих прегрешениях и получил прощение. Манассия возвратился в Иерусалим и стал почитать Бога.

«Увы, душа моя, ты соревновала с Ахавом в мерзостях» (3Цар. 16, 30).

Ахав был царем Израильским и творил неугодное Богу более всех бывших прежде него. Он стал поклоняться финикийскому богу Ваалу и строить ему капища. Это послужило причиной многих несчастий: страну поразила страшная засуха, а затем еще и вражеское нашествие. Во время битвы стрела, пущенная наугад со стороны сирийцев, смертельно ранила Ахава.

«Будь подобна сарептской вдовице – напитай душу пророка» (3Цар. 17, 8-9).

Во время засухи, которая была при пророке Илии три года, был голос к пророку от Бога, чтобы он шел в Сарепту Сидонскую и оставался там. Илия пришел в Сарепту к вдове и попросил еды. У нее осталась последняя горсть муки и немного масла, из которых вдова приготовила опресноки для Илии. После этого у нее мука и масло никогда не убывали.

«Некогда Илия, когда истреблял в обличение Ахава пророков мерзости, попалил сто служителей Иезавелиных» (4Цар. 1, 10-15).

У царя Ахава была жена Иезавель, которая склонила его к поклонению богу Ваалу. Пророк Илия посрамил Ахава и его идолов: после призывания пророком имени Божьего сошел огонь на сырой жертвенник, а служители Ваала так и не смогли разжечь без огня свой жертвенник.

По смерти царя Ахава в Израиле воцарился его сын Охозия. Заболев, он послал своих слуг узнать у служителей Веельзевула, как скоро выздоровеет. Встретившийся с ними пророк Илия отослал их обратно к царю со словами: «Неужели нет Бога в Израиле, что ты вопрошаешь у служителей Веельзевула?» – и предсказал смерть царю. Охозия дважды посылал к нему пятидесятников с пятидесятницей, и все сто воинов были попалены огнем с неба. А третий пятидесятник упал на колени и умолял Илию: «Человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов». Илия встал и пошел с ним к царю. 

Канон четверга в основном посвящен новозаветным сюжетам.

«Уподобляйся священнику Божию и одинокому царю Мелхиседеку – образу жизни Христа среди людей в мире!» (Быт. 14, 8).

По возвращении Авраама с отбитыми у четырех восточных царей людьми и имуществом, Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его, по всей вероятности, было место, на котором впоследствии построии Иерусалим. У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию, он остается священником навсегда.

«Плачу на ложе моем, как Езекия (о том), чтобы продлено было для меня время жизни моей» (4Цар., 20, 3).

Царь Иудейский Езекия заболел смертельно. Пророк Исаия предсказал ему скорую смерть. Езекия же молился Богу с плачем, говоря: «Вспомни, Господи, что я ходил перед Тобою и делал угодное Тебе». Бог услышал молитвы Езекии и велел Исаии возвестить царю, что он исцелится. И прибавил Господь ему пятнадцать лет жизни.

 

Дивеевская обитель

Читать также:

Счастье есть

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. У нас сегодня особый день, день памяти нашего святого, небесного покровителя. Отрадно, что покровитель нашего храма и для всей Русской земли является отцом. Именно в преподобном Сергии Радонежском – корни характера русского верующего человека, позволяющего нам выстоять в ужасные времена. Мне кажется, корни именно там, в наших […]

Да трезвится душа наша

Путь ко Господу По милости Божией мы с вами вступили в первую седмицу Святой Четыредесятницы Великого поста. Это время особой молитвы, богомыслия, разговора со своей душой, слышания голоса своей совести в сердце, приуготовления себя к великому событию, когда нам будет возвещено, что жизнь победила смерть, врата ада разрушены. Но в принятии этой благой вести нам […]

Торжество кротости

Мир, полный лукавства и беззакония, преуспевает на пути своем; он с шумом и тожественно несется по пути внешнего развития, не зная Бога и не нуждаясь в Нем. Благочестивый человек, пребывая в Церкви, остается совсем в стороне от этого шумного и победного шествия; он нравственно никак не может примкнуть к нему и сделаться одним из деятелей […]