О тайне образа на Туринской Плащанице

Доклад* на конференции «Научные и богословские аспекты исследования Туринской Плащаницы и чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви» (Москва, VIII Рождественские чтения, 27 января 2000 г.)

О Плащанице Иисуса Христа нам повествуют три синоптических Евангелия. Так, в Евангелии от Марка мы читаем: Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова… Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба (Мк. 15, 43–47). Как это ни удивительно, но мы имеем все основания полагать, что эта Плащаница, в которой Иосиф и Никодим погребли тело умершего Иисуса Христа, сохранилась до наших дней. В далеком городе Турине на севере Италии, в кафедральном соборе, высоко над алтарем, защищенная пуленепробиваемыми стеклами и системой сигнализации, запечатанная в драгоценном ковчеге, скрытая от взоров посторонних хранится Плащаница Иисуса Христа, которая таинственным образом несет на себе изображение Его распятого тела.

Для беспристрастного наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг ко другу, голова к голове. На одной половине Плащаницы – образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине – то же тело изображено со спины. Образ на Плащанице не яркий, но достаточно детальный; он дан одним цветом – желтовато-коричневым, разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На Плащанице имеются следы крови, которые оставили многочисленные раны на теле. По лбу и по длинным прядям волос сбегают как бы струйки крови. Кровоподтеки от ударов бичей покрывают всю грудь, спину и даже ноги. На запястьях и на ступнях видны следы, похожие на пятна застывшей крови, вытекшей из гвоздевых ран. В боку – большое пятно, возникшее, видимо, из-за глубокой раны, достигшей сердца.

Вся совокупность полученных исследователями фактов свидетельствует о том, что образ на Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Плащаницы, а другая половина, обернутая через голову, покрывала Его сверху.

Исполнилось сто лет с того момента, когда итальянскому фотографу Секондо Пиа было разрешено сделать первые фотографии Туринской Плащаницы. В своих воспоминаниях об этом событии он писал, что во время обработки полученных негативов во мраке фотолаборатории он вдруг увидел, как на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа. Его волнению не было предела. Он всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие, – а именно, что на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Иисуса Христа, и что позитивное изображение Его лика можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы.

Замечательно, что тот лик Иисуса Христа, который мы сейчас знаем по фотографиям, сделанным с Туринской Плащаницы, и который так похож на образ с иконы «Нерукотворный Спас», появился всего лишь сто лет назад, и возник он благодаря достижениям тогдашней науки и техники. Плащаница как бы открыла свое лицо, и с того времени она заговорила с учеными на языке понятном только для специалистов – на языке физических измерений и математических вычислений. Начался полный драматизма и неожиданных открытий процесс постижения Божьего послания, которое несет в себе Плащаница. Поэтому исследование Плащаницы ни в коем случае нельзя сводить лишь к решению вопроса о ее подлинности.

Для физиков, биохимиков, криминалистов, медицинских экспертов Плащаница стала неким пятым евангелием, повествующем о смерти и Воскресении Иисуса Христа, запечатанным свитком, который они начинают приоткрывать. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит» нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи были со специальными металлическими окончаниями, как это было принято в римской армии. Ударов было не менее сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится о том, что палачи возложили терновый венец на голову Иисуса Христа, но то, что это был не способ уничижения, а продолжение пыток, мы также «узнаем» от Плащаницы. Шипы тернового венца были столь сильны, что они прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу. Исследуя Плащаницу, специалисты воссоздают события, о которых написано в Евангелиях: заушение Иисуса Христа, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения. По направлениям струек крови из ран от гвоздей, вонзенных в запястья и в ступни ног, специалисты могут даже воссоздать положение тела Иисуса Христа на кресте. Плащаница свидетельствует о голгофских страданиях Иисуса Христа, и для исследователей евангельские события становятся почти осязаемыми.

Сложилась целая научная дисциплина – синдонология, от греческого слова sindwn, плащаница. Не единичны были случаи, когда ученый-специалист, в силу своих профессиональных обязанностей приступивший к исследованию Плащаницы, приходил к выводу о ее подлинности и через это обращался к Евангелию и ко Христу. Кажется, что не без промысла Божия Плащаница Иисуса Христа сохранилась до нашего времени, чтобы кротко благовествовать о крестной смерти Иисуса Христа. В 1898 году, благодаря сравнительно недавнему изобретению фотографии, стало возможным преобразить до той поры смутный образ на Плащанице в выразительный лик Иисуса Христа. Благодаря междисциплинарным исследованиям множества ученых, мы сейчас можем сами вместе с Плащаницей стать как бы свидетелями голгофских событий двухтысячелетней давности, и не только свидетелями тех событий, о которых мы знаем из Евангелий, но и того события, которого не видел никто из людей. Ведь Плащаница была свидетелем не только распятия Иисуса Христа, но и Его Воскресения. «По прошествии субботы…» ученики и апостолы увидели воскресшего Иисуса Христа, но в запечатанной пещере с Ним была только Плащаница, которая одна лишь «видела», как Воскресение произошло.

* * *

Сделанное Секондо Пиа открытие того, что образ на Плащанице обладает свойством фотографического негатива, вызвало среди ученых неподдельный интерес. Неужели в древности кто-то обладал технологией изготовления негативов, или здесь мы сталкиваемся с проявлением какого-то чудесного явления? В первые две трети нашего столетия исследования Плащаницы были непрямыми и ограничивались изучением сделанных с нее все более качественных фотографий.

На фотографиях были выявлены детали, которые невозможно было различить невооруженным глазом. Уже в 1902 году французский биолог Поль Виньон смог детально исследовать анатомию человека, изображенного на Плащанице. Это позволило его другу Иву Деляж, профессору сравнительной анатомии в Сорбонне, по убеждениям агностику, доложить Парижской Академии, что Плащаница была погребальным покрывалом Иисуса. Этот вывод совершенно не вписывался в рамки той науки, какой позволительно было быть в Парижской Академии. Последующие споры стоили Деляж научной карьеры.

Более совершенные фотографии были получены в 1931 г. Эти фотографии были использованы во множестве исследований. Так, историки и патологоанатомы пришли к заключению, что человек на Плащанице был распят по древнеримским обычаям. Этнологи обнаружили, что человек на Плащанице относился по природному типу к иудеям сефардам. Исследования позволили оценить его рост около 180 см, а возраст между 30 и 45 годами. Длина же Плащаницы практически точно выражается в единицах древней меры длины – два на восемь локтей.

В 1973 году первые образцы в виде мельчайших ниточек и пылинок, которые оставались на липкой ленте после прикосновения к Плащанице, были взяты для изучения. Самое главное открытие 1973 года было сделано шведским криминалистом Максом Фрей, который в течение двадцати пяти лет возглавлял научную лабораторию цюрихской полиции. Фрей исследовал споры и пыльцу растений, которые удалось обнаружить на мельчайших частичках, взятых из Плащаницы. Оказалось, что из 57 видов двенадцать принадлежат растениям, характерным для центральной Европы, шестнадцать других были обычными для Палестины, но встречаются также и в Европе, шесть других специфичны для Турции и северной Сирии, а еще другие семь принадлежат исключительно растениям, растущим в гористой местности Израиля. Таким образом, Плащаница, по-видимому, несет на себе в виде пыльцы растений следы своего странствия по миру.

Следующим знаменательным этапом в исследовании Плащаницы были работы американского физика Джона Джексона, преподавателя физики в военно-воздушной академии США. Работая с моделью Плащаницы, он с помощью специальных приборов экспериментально измерил на курсантах-добровольцах среднее расстояние, какое возникает между поверхностью тела и тканью, его покрывающей. Полученные данные он сравнил с изменением цвета на фотографиях Плащаницы и обнаружил, что потемнение Плащаницы в каждой точке находится в простой зависимости от расстояния до тела, которое оно, видимо, когда-то покрывало. Д-р Джексон, будучи специалистом в области обработки аэрофотоснимков, применил к фотографиям Плащаницы разработанные компьютерные программы, и ему удалось с их помощью восстановить реалистическую объемную форму лица и всего тела человека, плоский образ которого запечатлен на Плащанице. Таким образом было показано, что на Плащанице языком интенсивности цвета (потемнения) передается расстояние между тканью и телом, которое она покрывала. Поэтому говорить, что на Плащанице имеется негативное изображение, – это лишь первое приближение к истине.

Дальнейшие модельные эксперименты показали, что обычные фотографии и картины, выполненные рукою художника, не обладают подобным свойством: по ним не удается восстановить реалистическую объемную форму изображенного на них оригинала. Открытие Джексона было сильным свидетельством в пользу нерукотворенной природы образа на Плащанице.

Энтузиазм д-ра Джексона способствовал созданию исследовательского проекта, который был осуществлен под его руководством в 1978 году. Во-первых, было обнаружено, что образ на Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красящих веществ. Это полностью исключает возможность того, что образ на Плащанице был делом рук художника. Характерный желтовато-коричневый цвет образа вызван химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы.

С целью привлечь русских ученых к исследованию Плащаницы д-р Джексон способствовал организации Московского Центра Туринской Плащаницы. Центр призван стимулировать и координировать работы, могущие пролить дополнительный свет на историю Плащаницы, исходя из православной традиции, закрепленной в богослужении, иконопочитании, предании и благочестии. По негативам, полученным в исследовательской кампании 1978 года, д-ром Джексоном была изготовлена в дар русскому народу точная копия Туринской Плащаницы. Сейчас она, освященная Патриархом Алексием, выставлена для всеобщего поклонения в храме Сретенского монастыря в центре Москвы.

В предлагаемых ранее гипотезах считалось, что фактор, оказавший воздействие на ткань Плащаницы, был естественной природы. При этом одни ученые считали, что и его источник также естественной природы. Другие же, напротив, считали, что этот естественный фактор был следствием другого сверхъестественного события – Воскресения Иисуса Христа. Проведенное исследование недвусмысленно подводят нас к мысли о том, что и сам этот неизвестный фактор не был естественной природы, то есть он не подчинялся законам физики – законам диффузии или законам распространения света. По-видимому, этот неизвестный фактор был некоей энергией прямого действия Бога. В момент Воскресения эта энергия наполнила тело Иисуса Христа, выступая за его границы, или окружила Его тело, повторяя его форму.

Эта световидная энергия, возможно, была подобна тому огню, в котором являлась сила Божия, как мы читаем об этом в Ветхом Завете. Когда Бог явился Моисею на горе Синай, Моисей увидел горящий, но не сгорающий куст терновника. Огонь горел, но не распространялся на весь куст. Когда Илия возносился на небо, Елисей увидел как бы огненную колесницу, которая подхватила Илию и понесла его. Следует здесь отметить, что Воскресение Иисуса Христа не было похожим на другие случаи воскресения людей из мертвых, описания которых мы встречаем в Ветхом и Новом Завете. Скорее, это Воскресение было подобным тому, о котором пишет апостол Павел. Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1Кор 15, 44). Видимо, этот огонь был прямым действием Бога в этом мире, творящим нечто новое. Перед ним творение тает, как воск от лица огня, но сам этот огонь не растекается непроизвольно и не распространяется по законам физики. Он сам является законом для твари в этом мире. Плащаница, по-видимому, «говорит» нам, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, и это огненное тело оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани Плащаницы. Таким образом, на Плащанице запечатлено не только тело Иисуса Христа распятого и умершего на кресте, но и Его Тело по Воскресении.

Прикосновение этого огня к Плащанице вызвало химические изменения в ткани Плащаницы и ее потемнение, подобное тому, какое происходит от действия сильного излучения. С внешней, физической точки зрения единственным отличием было то, что излучение это не было излучением, распространяющимся по законам движения физического света, но имело форму тела, причем интенсивность или энергетическая плотность этого огненного тела уменьшалась в зависимости от расстояния от поверхности тела плотского. Именно поэтому Плащаница потемнела сильнее в тех местах, которые были ближе к телу. Максимальное потемнение возникло в точках, которые прикасались к телу. «Плотность энергии» этого огненного тела спадала по мере удаления от поверхности тела плотского.

Однако имеются ли дополнительные сведения, которые могут подтвердить справедливость предлагаемой гипотезы? Такими дополнительными сведениями могли бы быть свидетельства евангелистов в сопоставлении их со свидетельством Плащаницы. Если гипотеза огненного тела позволит с единой точки зрения привести в гармонию ряд, казалось бы, не связанных между собой обстоятельств, то в этом случае предлагаемая гипотеза получит дополнительное подтверждение. Обратимся поэтому к Евангелиям.

Для апостола Иоанна имеют важное богословское значение события, знаменующие собой начало новых отношений человека с Богом. Так, только он один пишет о Нафанаиле, первым исповедавшим Иисуса Мессией и Сыном Божиим. Поэтому он пишет и о себе, как о человеке, первым уверовавшим в Воскресение Иисуса Христа. По этой же причине он так подробно пишет о Марии Магдалине, первой увидевшей Христа воскресшим. Она сначала не узнала Его; точнее, она приняла Его за садовника. Это одно из самых загадочных мест Евангелия. Если бы она просто не узнала Его, то так бы и было сказано в Евангелии. Но она признала в Нем садовника. Почему? Возможно, что тот процесс, который выше был назван «огненным телом», еще не закончился, и Плащаница, если бы Он ею покрылся, продолжала бы тлеть от нагревания. Поэтому Он оставил Плащаницу и был обнажен в той мере, в какой необходимо освободиться от неудобной для работы длинной восточной одежды. В таком виде, как мы читаем в Евангелии от Иоанна, ловили рыбу апостолы: «Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море». Само такое предположение не является чем-то невероятным. Так, Ефрем Сирии в «Толковании на Четвероевангелие» пишет: «Одежду, коей обвит был во гробе, оставил там, дабы человек вступил в рай без одежды, как и был он там, пока не согрешил. Так как человек оделся после того, как вышел из рая, то будет обнажен при вступлении в него». Вместо короткой рабочей туники Он держал в руках зеленые, свежие ветви, не подверженные нагреву, как сухая ткань Плащаницы. По этой причине, по-видимому, Мария Магдалина и приняла Его за садовника.

По этой же причине, по-видимому. Господь остановил попытку Марии Магдалины прикоснуться к Нему. В противном случае она могла бы обжечься и испугаться, ибо тот процесс, который происходил в теле Господа, по-видимому, еще не закончился. Не об этом ли Он говорит: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему (Ин. 20, 17)? Здесь не может идти речь о Его Вознесении, так как до Вознесения ученики прикасались к Нему, а апостол Фома даже вложил свои персты в Его раны. Это «горение» божественными энергиями преображало Его тело и было явным проявлением восшествия Сына Человеческого в силе и духе в то единство с Отцом, которое было нарушено крестной смертью, о чем сказано в Евангелии от Матфея: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 37, 46).

Но сейчас Господь говорит: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). И Мария Магдалина вместе с кем-то еще из жен мироносиц, спешит сообщить ученикам благую весть. И вскоре «огненный процесс» в теле Господа полностью завершился, и Господь, опередив бегущих женщин, встречает их на пути и приветствует их: «Радуйтесь!» И тогда они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28, 9).

И до наших дней сияет нам огонь Воскресения. В том же месте – в Иерусалиме, в погребальной пещере, над местом, где было положено тело Иисуса Христа, и в то же самое время – в канун Пасхи, по прошествии субботы, вспыхивает Благодатный огонь над гробом Господним. И как во дни Иисуса Христа Ангел, отваливший камень от двери гроба, был видом подобен молнии и был первым знамением Воскресения Господа, так и сегодня Господь посылает нам благодатный огонь, чтобы мы имели веру.

Александр Васильевич Беляков,

директор Российского Центра Туринской Плащаницы

*Доклад печатается сокращениями.

Читать также:

Академик Б.В. Раушенбах: Крещение Руси

Первая публикация этой статьи состоялась примерно за год до празднования 1000-летия крещения Руси: в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом, в августе месяце. Обычно накануне подобных знаменательных дат (800-летие Москвы, 100-летие Ленина) вся советская периодика наводнялась материалами на соответствующую тему. По случаю же предстоящего тысячелетия царило поразительное молчание, только «Комсомольская правда», пообещав читателям окончательно разгромить церковников к […]

«Я отлучаюсь часто в небо»

Отошел ко Господу советский и российский поэт, радио- и телеведущий Андрей Дмитриевич Дементьев. В связи с его кончиной Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования супруге, родным и близким покойного. В соболезновании, в частности, говорится: «Из жизни ушел необычайно яркий и одаренный человек, который навсегда останется в памяти поколений как один из выдающихся русских поэтов […]

Константинополь и Москва: исторические вехи «материнской заботы»

Статья митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия о религиозном конфликте на Украине, разжигаемом Фанаром Религиозный конфликт на Украине — явление продолжительное, во всяком случае, имеет в качестве истоков события, произошедшие до самого начала образования Украинского государства. В последние годы конфликт обострился; это было связано с вмешательством в его течение Константинопольского Патриархата. К этому времени на территории […]