Национальное достояние

Ох уж этот 2020 год! Каких только шуток не встретишь о нем на просторах интернета. И «перегрузите 2020-й год сначала», и «календари на 2021 год выпускают только оптимисты»… Да. Год оказался странным и тяжелым. Для нас он начался так здорово – одни мои именины в Ванкувере чего стоили. Но потом одно за другим отменились все мои выступления во всем мире. Семь месяцев мы сидели дома – чего не было со времен моего декретного отпуска с Симой. Но концерт в Сербии не отменился! Вернее, два концерта. И мы летели туда, как на праздник. Такой радости от гастролей я не припомню с начала своей творческой карьеры, за все одиннадцать лет.

А еще – это снова родная и любимая Сербия. Просто приехать туда, даже без концерта – огромная радость.

Белград встретил насыщенной и совершенно нормальной – в отличие от многих Европейских стран – жизнью.

У нас было запланировано два концерта с оркестром. Один – в Белграде. Второй – на фестивале в городе Нови Сад.

И вот во время репетиций первого концерта, я получила письмо от незнакомого мне человека по имени Велько Топалович. Он предложил встретиться в фойе Комбанк Двораны, нашего зала, между репетициями. На пару слов. О средневековых манускриптах. Я согласилась.

Господин Велько посвятил этому делу всю свою жизнь. У него было много возможностей стать очень богатым человеком, но он им не стал. Потому что делал и продолжает делать дело исторической важности: он создаёт полноразмерные и полноцветные копии древних книг. Самый исключительный его труд – полная копия Мирославова Евангелия.

Мирославово Евангелие – рукописное Евангелие-апракос, написанное около 1180 года. Является древнейшим кириллическим памятником сербской письменности. Хранится в Национальном музее Сербии в Белграде. В 2005 году ЮНЕСКО включило Мирославово Евангелие в реестр «Память мира».

Свое название рукопись получила благодаря записи писца – дьяка Григория, что эта рукопись была написана им «златом» для князя Мирослава Завидовича, брата Стефана Немани, основателя династии Неманичей. Мирослав владел Хумской землёй и, возможно, заказал Евангелие для построенной им церкви Святого Петра на Лиме.

Рукопись была обнаружена в 1845–1846 году в афонском монастыре Хиландар архимандритом Порфирием (Успенским), который изъял из неё один лист (л. 165) и вывез его в Россию (хранится в собрании Российской национальной библиотеки). О времени и обстоятельствах появления рукописи на Афоне точных данных нет, предполагается что она была привезена основателем монастыря Хиландар князем Стефаном Немани (в монашестве Симеон), скончавшемся на Афоне в 1199 году.

В 1896 году Мирославово Евангелие было подарено посетившему Хиландар сербскому королю Александру Обреновичу в благодарность за уплату им монастырских долгов.

В 1897 году в Вене хромофототипическим способом Мирославово Евангелие издал Любомир Стоянович. Первыми исследователями рукописи стали русские специалисты В. В. Стасов, Ф. И. Буслаев и Н. П. Кондаков.

Мирославово Евангелие состоит из 171 листа, написано на пергамене высокого качества. Текст написан двумя писцами в два столбца. Украшают рукопись заставки инициалы, превосходящие по своим художественным достоинствам другие славянские образцы своего времени. Они имеют романский характер и, возможно, были заимствованы из книг монастырей Апулии. Инициалы включают в себя изображения человеческих фигур, выполнены красками с применением золота. Рукопись заключена в деревянный переплёт, обтянутый коричневой кожей, который был создан в XV–XVI веках.

Велько Топалович сделал несколько копий, полностью повторяющих оригинал: гигантского размера, полноцветный, оттиски и даже золочение! В связи с работой над книгой жизнь кидала его в ЮАР и Австрию, где он с дочерью жил чуть ли не в подвале и спал на полу. Все это ради того, чтобы сделать элементы книги. Страшную весну 1999 года Велько встретил в ЮАР и помчался домой. К семье. Думаю, о жизни Велько и его труде можно снимать голливудский блокбастер.

В итоге стали появляться уникальные копии. Их несколько экземпляров, естественно. Эти книги дают возможность простому человеку взять в руки и ощутить подлинную тяжесть (6 кг) книги, которой 1000 лет и которую простой смертный в руки взять не может, ведь она находится в закрытом хранилище.

Денег на издательство Велько просил у государства, и не раз: он же делает это, в первую очередь, для страны. Для Сербии. Его знают, его хвалят, его копии охотно берут для подарков иностранным коллегам. И в национальную библиотеку. И много куда. Но денег на дальнейшую печать никто так и не дал.

Однако Велько не унывает. Он вложил все свои деньги в этот крайне дорогостоящий проект. У него ничего нет. Кроме любящей и понимающей его семьи и дела его жизни. И, по-моему, это намного круче, чем все деньги мира.

Велько встретился со мной на репетиции нашего концерта в Белграде. Он был с дочерью и с несколькими кейсами, похожими на большие кейсы для денег из фильмов. Он привёз книги. Свои уникальные копии. Мы сели в кофейне концертного зала Комбанк Двораны – и время остановилось. Официанты приносили нам кофе, мы с ужасом махали на них руками и просили ставить напитки на соседний стол. Наш стол занимали книги.

Люблю безумцев. Обожаю бескорыстных и преданных большому делу безумцев. Как же из мало!

Велько придумал мультимедийный проект, который поможет рассказать об уникальном Мирославовом Евангелии простым людям, 99,99% из которых не имеют об этой книге понятия. Он придумал… анимировать буквицы. Заглавные буквы глав. Как известно, в старинных изданиях они очень большие и рисованные. В Мирославовом Евангелии они представляют собой – каждая – отдельное произведение искусства… Буквы будут оживать и рассказывать истории. Это смогут видеть люди в интернете, дети в школах на уроках, студенты на лекциях. Так люди узнают о книге, с которой началось очень многое для нас, славян. Началось почти все.

Велько сказал: «Я очень хочу, чтобы ты сделала это. Чтобы оживила буквы. В песке. Чтобы каждая буква рассказала свою историю. Историю из Библии. Я понимаю, что это колоссальный труд и сложно. И… у меня нет денег, чтобы тебе заплатить. Но…»

Тут я его перебила. Сказала, что денег не взяла бы, даже если бы он их предложил. Почему – объяснять не нужно. Я тоже хочу коснуться истории. Я тоже хочу вложить часть своего сердца в труд тысячелетия. Для меня это очень важно. Для меня это очень трудно. Я больше почти не снимаю анимации бесплатно, ввиду колоссальной арендной платы, которую наложили на мою видеостудию в Евпатории. И в виду отмены всех концертов на неопределённое время. Но именно поэтому я возьмусь за проект, предложенный Велько.

И мы начали. И первой буквой – буквицей – будет Р.  О, какая это Р! Первая анимация выйдет уже в ноябре. А дальше – будем делать по мере сил…

Ксения Симонова,

г. Евпатория

Видео по теме:

.

«>

 

Crazy packaging, made by Milaan from Novi Sad

.

«>

 

Presentation in Moscow, organized by Evgenia Striga

.

&feature=youtu.be»>

&feature=youtu.be

Priests do not know today to read the MG, but 12 year old Danilo Arnautovic knows:

.

«>

 

Читать также:

Новодивеевская игумения Ирина

Монашество. Личность Новодивеевская игумения Ирина К 70-летию Ново-Дивеевского монастыря Семьдесят лет назад, в 1949 году, в Соединенных Штатах Америки был образован Ново-Дивеевский женский монастырь. 19 октября 2019 года в этой обители состоялись торжества, посвященные памятной дате. Богослужение возглавил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Специально к празднику в монастырь были принесены […]

Иерусалим, сходящий с неба…

Величественный паром рассекает глубокие воды Эгейского моря навстречу острову Откровения. Вдали исчезают последние огни Афин ‒ столицы, погружающейся в глубокий сон. Лишь Луна и мириады рассеянных по небосводу звезд, освещающих путь, вводят нас в атмосферу грядущей встречи с таинственным островом. Зная, что остров Патмос увенчивается монастырем Иоанна Богослова, паломники пытаются разглядеть в бесконечном море, когда […]

Вечное в творчестве поэта

Проповедь священномученика Иоанна (Восторгова) была написана к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина и зачитана им 26 мая 1899 года в церкви тифлисской 1-й женской гимназии в присутствии преподавателей и учащихся.  Пушкин, как личность, был нераздельным со своей поэзией; это в нем особенно бросается в глаза, и его глубокой искренности, необыкновенной правдивости не отрицала никакая, даже самая […]