Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Монахи — духовные воины, и дух монашеского служения неизменен в веках»

Принимавший участие в работе монашеской секции XXIX Международных образовательных чтений митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества ответил на вопросы портала "Монастырский вестник.

— XXIX Образовательные чтения посвящены в этом году 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Несколько интересных докладов о личности князя Александра прозвучало в ходе работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности». Владыка, какие качества характера этого святого достойны подражания, на Ваш взгляд?

— Каждый народ чтит людей, особо значимых в его истории. На протяжении веков мы сверяем с ними свою жизнь. Одним из таких ориентиров на Русской земле является святой благоверный великий князь Александр Невский. Он, может быть, как никто другой, воплотил в себе дух служения — до самоотвержения, — служения Богу, своему Отечеству, народу Божию. Прошли столетия, и после князя Александра на Руси было много знаменитых людей — порой более знатных, более успешных, чем этот праведный муж. Но сердце народное помнит имя святого Александра Невского. И в наши дни, в рамках юбилейных торжеств — 800-летия со дня его рождения, мы опять вспоминаем главное: самоотвержение в деле служения. Современный мир толкает нас в противоположную сторону: не я должен служить, а мне обязаны служить; не я должен кому-то помогать или оказывать внимание, — а пускай мною все занимаются…

Эгоизм, бессердечие, цинизм, безразличие, как ржавчина, разъедают душу многих людей. И когда этот недуг проникает в сердце человека, то уже слыша не слышит и видя не видит (см. Мф. 13:13), и ему может быть непонятен смысл жизни и подвига святого Александра Невского и смысл народной памяти о нем. Вот чтобы этот недуг не одолел наши сердца и мы сохранили в своем народе дух святой Руси, великой России, нам нужен пример святого благоверного великого князя Александра Невского.

— Князь Александр был государственным деятелем, но перед смертью принял схиму. О чем свидетельствует этот поступок и что полезного может принести глубоко верующий человек, живущий жизнью Церкви, в дело процветания своей страны и народа?

— Есть народная пословица: «Конец — делу венец». Монашеский постриг святого благоверного великого князя Александра Невского на Нижегородской земле, в Городецком Феодоровском монастыре, в преддверии земной кончины, говорит о многом. В личности святого Александра Невского поразительно совмещаются качества главы государства, мужественного воина, мудрого дипломата. И в то же время он — монах, более того, — святой… Как это совместить? Удивительная цельность была в этом человеке. Его слова «Бог не в силе, а в правде» соизмеряются со словами евангельскими: Ищите же прежде Царства Божия и правды его (Мф. 6:33). Этот человек искренне искал правды Божией и хотел жить по правде Божией. В его жизни не было лукавства, двуличия, лицемерия. Так он жил и трудился. Во славу Божию, во славу Отечества. Как нам не хватает этого духа сегодня… Самое главное — научиться человеку жить в согласии с волей Божией. Научиться жить в мире с Богом. Это нелегко, это требует самоотвержения, может быть, страдания, но эти труды приносят благодатные плоды.

— Ваше Высокопреосвященство, отвечала ли работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» заявленной теме Чтений, посвященных юбилею святого князя Александра?

— Тема монашеских традиций древности и современности, несомненно, перекликается с темой памяти святого благоверного князя Александра Невского. Мы слушаем доклады, обсуждаем их на наших встречах об устроении монашеской жизни. У нас сейчас есть обители городские и сельские, есть монастыри большие и маленькие, и в каждом сегодня возникает масса практических вопросов: как поступить, что сделать, как исправить? Невозможно найти верный ответ, если будешь опираться только на свое понимание, — необходима опора на традиции, на опыт мудрых старцев. Нужно знать, как раньше в истории жило монашество, как выстраивало свой путь. Так и благоверный князь Александр: он жил за восемь веков до нас, но чем он сегодня нам близок? Что мы можем сделать сегодня, не только отдавая ему дань памяти и благодарности, но и научившись у него чему-то? А потребность усвоить его уроки, конечно есть. Прежде всего этот путь самоотвержения, который очень близок монашеству. Монахи — духовные воины, и дух монашеского служения неизменен в веках. Это важно знать и понимать, и этим руководствоваться.

— Владыка, расскажите, пожалуйста, об особенностях проведения монашеских собраний в онлайн-формате. Помимо того, что он позволяет соблюдать меры предосторожности, есть ли что-то положительное во встречах такого рода?

— Нам еще трудно до конца оценить сильные и слабые стороны таких встреч. Вообще-то мы привыкли общаться глаза в глаза, лицом к лицу. Этот соборный дух приносит очень большую пользу. Вместе с тем, наступило время «злого поветрия», и наше общение как-то ослабло, мы провели прошедший 2020 год и начало 2021-го в более изолированном состоянии. Но возможности видеоконференций помогают нам устранять барьеры в общении. Конечно, мне трудно представить, что мы таким образом заменим личностное общение на дистанционное, но в данном случае это лучше, чем совсем не общаться. Думаю, что наверняка в перспективе должны совмещаться и личное общение на собраниях, и трансляция в интернете — это позволяет подключиться к разговору большему количеству монашествующих — тем, кто не имеет возможности прибыть издалека на встречу. Надеюсь, что, не подменяя одно другим, будем пользоваться такими технологиями. Развивать это можно и нужно.

— В ходе работы направления во второй день в Даниловом монастыре обсуждался профильный документ Комиссии, которую Вы возглавляете. Он посвящен взаимоотношениям насельников монастырей с внешним миром. Один из его разделов включает ряд рекомендаций, касающихся присутствия монастырей в соцсетях. Это очень трудоемкое дело. Соцсети воспринимаются людьми как основной источник информации, и монастырям необходимо предоставлять такую информацию о себе. С другой стороны, соцсети для монашествующих — своего рода возвращение в мир, из которого они удалились. Вообще, насколько полезно для насельников монастырей заниматься этим делом?

— Действительно, это совершенно новое направление жизни современного общества, а Церковь — часть этой жизни, и неправильно было бы уклоняться от этих явлений. С другой стороны, безрассудно вовлекаться в процессы, которые не принесут нам большой пользы, а, возможно, даже принесут больше вреда. Поэтому и возникла тема дискуссии: проводятся круглые столы, обсуждения, разрабатывается документ, который призван помочь более взвешенно присутствовать монастырям в социальных сетях. Мы обсуждаем «за» и «против», ищем положительные стороны, видим трудности… На Русской земле монастырь всегда были местом просвещения. И в духовном плане, и в образовательном: самые знаменитые летописи выходили из-под пера монахов древних обителей, впоследствии в монастырях развивалось книгоиздание и т. д. Исходя из этого, какой главный принцип мы можем избрать? Для насельника монастыря самостоятельно принимать решение участвовать в социальных сетях — было бы действительно нарушением благословения об уединении. И скорее всего, это не принесет пользы ни ему, ни братии. Но если насельнику монастыря дано благословение осуществлять эту деятельность как послушание: от имени обители освещать те или иные моменты богослужебной, бытовой жизни монастыря, социальной или творческой работы, — тогда это можно и нужно делать, раз сегодня появился такой канал информации и общения. И у нас есть положительный опыт в этом деле. Здесь возникает много чисто практических вопросов, есть немало сомнений, переживаний. Все это нужно обсуждать, разъяснять, снимать вопросы, а в чем-то идти и по пути запрета. Это соборное делание, и мы уже сегодня видим понимание — куда двигаться дальше. Самым главным — для монашествующих и для обители должен быть принцип: жить по благословению и трудиться по послушанию. Тогда все будет хорошо. А если будешь жить по своей воле, то наверняка участие в социальных сетях принесет больше вреда, чем пользы. При необходимости к ведению социальных сетей можно привлечь воцерковленных мирян.

— Запланированы ли какие-то праздничные мероприятия в монастырях Нижегородской митрополии в связи с юбилейным годом святого благоверного великого князя Александра Невского?

— Не только в монастырях, а во всей Нижегородской митрополии делается очень много, проводятся различные мероприятия. Конечно, особые молитвенные торжества пройдут в сам день памяти святого благоверного великого князя Александра. Рядом с кафедральным собором Нижнего Новгорода будет установлен памятник святому князю. Планируются авто и вело пробеги по местам связанным с жизнью князя Александра. Состоялись и еще будут проводиться конференции и круглые столы, тематические викторины, творческие мероприятия, выставки. В Городецком Федоровском монастыре, где окончил свой земной путь святой благоверный князь Александр Невский, пройдет Всероссийский юношеский фестиваль хорового исполнительского мастерства «Александро-Невский хоровой собор», международная дипломатическая конференция «Александр Невский. Между Востоком и Западом», межрегиональная конференция для военнослужащих и работников силовых структур и ведомств «Александр Невский — знамя наших побед!», посвященная Дню воинской славы России, региональная молодежная комбинированная туристско-исследовательская экспедиция «От Александра Невского к героям Народного ополчения». Для детей и молодежи проводятся занятия «Александр Невский и князья русские», а также в общеобразовательных школах реализуется комплексная воспитательно-образовательная программа «Урок мужества «Живи как Невский».

Находясь в рамках своей особенной жизни, обители никогда не остаются в стороне от просветительской деятельности, вместе со всем народом они вносят вклад в почитание и хранение памяти о святом великом князе.

Беседовала Екатерина Орлова

monasterium.ru

Free Download WordPress Themes
Premium WordPress Themes Download
Premium WordPress Themes Download
Free Download WordPress Themes
download udemy paid course for free
download intex firmware
Free Download WordPress Themes
udemy course download free

Читать также:

Человек должен сам бросить грех

Для православного грех сам по себе, помимо всяких своих гибельных последствий, составляет величайшее зло, и даже он один и является «злом в собственном смысле», как говорит св. Василий Великий, «злом действительным». Смерть сама по себе не страшна для православного, он боится «смерти, скрывающейся внутри, в сердце», боится «смерти внутренней», потому что только она и есть […]

О Кресте

Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления! Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной. Други наши! «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1, 18). Силу и власть Креста составляет великая жертва – крестные страдания […]

За Иорданом, в пустыне жаркой

Глаза слезятся от полыхающего в зените солнца, и я не вижу ту маленькую точку в горах, на которую упорно показывает мне молодой инок. – Вон там, смотрите, там! Видите, прилепилось к скале маленькое гнездышко? Монастырь греческий. В нем всего один монах и живет. Ну что, пойдем? Душно, жарко, невыносимо. Каждый шаг по каменным древним ступеням […]