Добрым молодцам урок

Ты с раннего детства помнишь сказки – и «Репку», и «Колобок», и «Курочку рябу». Может быть, ты думаешь, что сказки – для малышей и там все понятно, ничего интересного? Тогда давай поговорим сначала о такой простой сказке, как «Репка». Ты, конечно, знаешь ее наизусть. А какой смысл у этой сказки? Чтобы вытянуть такую громадную репку, нужно потрудиться всем вместе – это и малышам понятно. Но это не все. Сказки проходят через века и тысячелетия, в них заключена мудрость народная; она скрывается за каждым словом, и нужно суметь ее разгадать. Начнем разгадывать?

«Выросла репка большая-пребольшая». Дед прекрасно видел, какая она большая, так почему же он все-таки пошел тянуть один? Понадеялся на себя, да и похвалиться хотелось – какую он репку вытянул. Но не смог один вытянуть, понял, что без бабки не обойтись. Бабка позвала на помощь внучку – бабушки с внучками дружно живут. Внучка позвала Жучку – дети с животными любят друг друга. Но репку им не вытянуть; пришлось Жучке звать кошку! А кошки с собаками обычно ссорятся, дерутся, даже поговорка такая есть: дерутся, как кошка с собакой. Но кошка пришла на помощь. А репка и тут не поддается. Кого еще позвать? Осталась только мышка. А ведь в когтях у кошки – мышкина смерть! Но мышка отозвалась на призыв о помощи, простила кошке вечную вражду, поверила зову дружбы. И вытянули репку. Не физическая сила крохотной мышки решила все дело, а преодоление смертельной вражды, примирение всех и соединение в общем деле, в одной цели. Ведь репка выросла такая большая потому, что потрудилась вся природа: и солнце, и земля, и вода, и воздух, и вместе с ними потрудился человек.

А почему центром всей сказки стала репка? И это не случайно. Нарисуй репку. На что она похожа? На сердце. Репка – желтая, от солнца золотая. О хорошем человеке говорят: «У него золотое сердце». Значит, это сказка о том, как стать хорошим человеком, у которого золотое сердце. Такой человек живет в мире, дружбе и любви, он умеет прощать, примирять и соединять всех. А когда все вместе: и люди, и вся природа, – то нет ничего непосильного.

Хочется добавить несколько слов к этому замечательному истолкованию знаменитой сказки, известной с детства всякому русскому человеку. А именно – о библейском и евангельском смысле сказки-притчи. Она раскрывает единство всего мира, сотворенного любовью Божией.

Поручая всех тварей, земных и водных и птиц, заботам человека, Господь произносит слово владычествуйте, или владейте (Быт. 1, 28). Владычество, дарованное человеку, – это мудрое управление, ответственность и забота о природе и обо всей твари. Человек должен был царствовать в сотворенном мире; сотворенный по образу и подобию Божию, он имел особый дар проникать в смысл творения и каждого существа. Поэтому Господь Бог приводит к человеку всех животных полевых и всех птиц небесных… чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым (Быт. 2, 19–20).

До непослушания Адама все животные были покорны тому, кто нарек им имена. Человеку даются в пищу растения, то есть его владычество не несет никаких неприятных последствий для животных. Более того, в отношении своего правления человек ответственен перед Богом, потому что сотворенный мир по-прежнему принадлежит Богу. Грехопадение прародителей человечества разрушило дарованные Богом принципы отношения человека и природного мира. Все творение, в том числе и животный мир, поработилось тлению и смерти, и жаждет искупления, как об этом говорит апостол Павел: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,– потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее),– в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 19–21).

Мы знаем другой пример истинного общежития на земле – Ноев ковчег. Святой праотец Ной собрал в спасительный ковчег всю земную тварь и сохранил жизнь животного мира на земле. Но изначальное бытие человека и природного мира в любви и гармонии было устроено Творцом в Эдеме – библейском саде, куда были введены прародители человечества Адам и Ева.

Репка, которую надобно вытащить, – это восстановленное Древо Жизни, это исполнение того подвига, общего дела, которое должно совершить все человечество вместе с сущностями природы. Дедка и Бабка – это образы прародителей Адама и Евы. Внучка – символ всех последующих поколений человечества. Жучка – образ животного мира, которому особенно близки дети. Это начало участия животного мира в общем деле спасения. Здесь преодолевается вражда между человеком и животным миром, возникшая после грехопадения. Следующий образ – кошка, которая находится в извечной вражде с Жучкой, и здесь в общем усилии преодолевается вражда между животными, которые ссорятся и не переносят друг друга. И, наконец, завершение всего – мышка, которая является пищей для кошки, встает вслед за своим злейшим врагом, чтобы вместе участвовать в вытаскивании репки. Это завершение, восстановление единства человечества и всей природы. Ведь репка – это также и образ растительного мира. И не крошечная сила мышки помогла вытащить репку, а преодоление, прекращение смертельной вражды, восстановление единства мира в любви и общем творчестве.

В конце времен, когда мир будет совершенно очищен от своих грехов, вселенная обретет первоначальное единство, как о том пишут библейские пророки: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицей, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11, 6–9).

Ты думаешь, что одна эта сказка такая мудрая? Нет, возьми любую, например, «Курочку рябу». Жили-были дед и баба, и была у них курочка ряба. Снесла им курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил, бил, не разбил… Ты никогда не задумывался, а зачем он бил его? Яичко-то золотое, не простое! И баба тоже била, била – не разбила. Нет, чтобы остановить деда: «Что ты делаешь? Давай полюбуемся, подивимся на такое чудо, соседей порадуем…»

Простые яички бьют, чтобы съесть; значит, и с золотым яичком дед и баба решили поступить так же. Но не вышло, и они его забросили, забыли о нем, может быть, осталось золотое яичко в самом завалящем месте, где мышки бегают. Тут мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет… А что плакать-то? Сами же хотели разбить! Яичко не разбивалось, чтобы они остановились, образумились, а потом разбилось от их небрежения, бесчувственности.

Так бывает и с нами: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Сколько чудесных даров получаем мы в жизни без всяких наших заслуг: любовь родителей, верность друзей, все, что мы знаем и умеем, получено в дар через целые поколения людей, получено в дар от природы. А мы на все это смотрим не с радостью и удивлением, а с расчетом: как бы употребить, использовать, съесть. Видим луг золотых одуванчиков – обрываем, чтобы сварить себе банку варенья; видим, что нас кто-то любит – выпрашиваем какую-то вещь; открываем тайну природы – употребляем в корыстных целях, да так, что и природу отравляем, и себя тоже.

Бьем, бьем – и пока еще не разбиваем, но до поры до времени. А потом, глядь, – от пренебрежения, неуважения, неблагодарности теряется любовь, пропадает чистая вода, уходят с земли растения и животные, угасают способности человека. И мы плачем, как дед с бабкой. И курочка ряба нам говорит: «Не плачьте, снесу я вам яичко, но уже не золотое, а простое. Будете вы жить, есть, пить, но уже без чудесного сияния радости, а обыденно, как вы и жили». Но как не плакать, когда было тебе подарено чудо, а ты не сберег его! Трудно утешиться яйцом всмятку!

Но, может быть, это горе поможет другими глазами увидеть и курочку рябу, и яичко – не золотое, а простое, в котором таится чудо жизни – золотой цыпленок. Кто же эта таинственная курочка ряба? Почему именно ряба? Вспомни ночное небо, усыпанное звездами. Это – тайна Вселенной, подарившей нам жизнь.

Сколько мудрости сокрыто в самых простых сказках! Чтобы ты научился сам разгадывать сказки, давай подумаем вместе еще об одной самой простой сказке «Колобок».

Попросил дед у бабки испечь колобок, а бабка сказала, что у них и муки-то нет. Это значит, что они были бедные. Дед посоветовал: «По сусекам поскреби, по амбарам помети – авось, мука и наберется». Бабка так и сделала, из последних остатков муки испекла она колобок. Положила его на окошко студиться, а колобок решил сбежать. Он знал, что это – последняя мука, что деду с бабкой больше нечего есть; он создан из муки, предназначенной для того, чтобы питать людей. Но колобок не захотел выполнить свое предназначение.

Ему захотелось другого. И он поскакал: с окна на лавку, с лавки на пол, с пола на порог, с порога на землю. Зачем это все так подробно рассказывается в сказке? Так ведь и человек, убегающий от своего назначения, отказывающийся служить другим, катится все ниже и ниже. Но жизнь постоянно напоминает о его предназначении. Так, на пути колобку встретился сначала зайчик и мягко, но прямо напомнил ему о том, что он предназначен для еды: «Я тебя съем». Нет, не хочет колобок. Тогда об этом же ему говорит злой волк. Снова убегает колобок. Могучий медведь оглушает его ревом: «Я тебя съем!» И это не испугало колобка. Прямые слова не действуют. Так часто и мы проходим мимо правды, которую говорят нам в глаза, убегаем от нее. Это потому, что правда задевает наше самолюбие. А у кого самолюбие на первом месте, того легче всего взять лестью. Лиса не говорит правды колобку, она лукавит, льстит ему. И вот колобок, отказавшись послужить добрым людям, стал добычей лукавой лисы. Кто не хочет служить добру, тот служит злу, питает это зло.

Ирина Флерова (монахиня Евдокия-Икономия)

alexandrtrofimov.ru

Ирина Николаевна Флерова закончила в Москве Литературный институт и шестнадцать лет работала в Государственной Третьяковской галерее, водила экскурсии, читала лекции, проводила беседы и собрания, посвященные искусству Древней Руси. Если сказать, что она водила экскурсии и читала лекции в залах древнерусского искусства – значит, ничего не сказать. Ее лекции были проповедью. У нее был необыкновенный дар ви́дения и раскрытия иконы. Ирина Николаевна не просто рассказывала, она помогала каждому слушателю самому услышать в своей душе ответы, почему мастер написал именно так, что услышал мастер от Господа, когда сделал такую композицию, каково символическое звучание цвета, что говорит каждый жест, каждый лик. И когда слушатели открывали для себя образ по-новому, они сами уходили с экскурсии обновленными. Она организовала в Третьяковке клуб, который назвала «Плоды доброго ученья». Он скоро стал популярным, до двухсот человек приходило на заседания клуба. Эти заседания клуба тоже стали проповедью, и были неверующие, которые после заседаний клуба обретали веру. Потом она заболела. Врачи давали год жизни, но Господь устроил по-другому. Ирина приняла монашеский постриг. Старец Илий, постригая ее, дал необычное имя – Евдокия-Икономия. Последние годы жизни были, наверное, самым тяжелым испытанием в ее жизни, но также и временем расцвета духовной красоты, мудрости, временем внутренних изменений. Ирина Николаевна в своих лекциях говорила, что путь христианина нельзя пройти без своей малой Голгофы, и она тоже прошла этот путь. 12 сентября 2016 года Ирина Николаевна отошла ко Господу.

Читать также:

Эхо великой войны

«Как-то мне попался социологический опрос студентов ведущих ВУЗов страны, – рассказывает директор Дивеевской Монастырской Православной школы инокиня Наталия (Лялюшко). – Оказывается, большинство молодых людей не хочет оставаться в России, а мечтает работать заграницей, стесняется того, что они живут в России. Захотелось рассказать о героических людях нашей страны». Так по благословению игумении Сергии появился в школе […]

Под благодатным покровом

Монахиня Димитрия (Мария Семеновна Лепешкина) родилась в г. Печоры Псковской области в 1912 году от благочестивых родителей Симеона и Анны. В 1926 году поступила в Пюхтицкий монастырь, прожила в обители 58 лет. Несла все монастырские послушания, была певчей, регентом и уставщиком. К концу жизни очень болела, и ее послушанием было чтение Псалтири. Скончалась 72-х лет […]

Самоотречение как диалогическая и диалектическая характеристика в содержании духовно-религиозного подвига преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский был прославлен в лике святых в самом начале XX века и уже в предреволюционный период стал глубоко почитаемым и любимым русским народом угодником Божиим. Неразгаданная святость преподобного Серафима является, по мысли протоиерея Георгия Флоровского, одновременно и древней, и новой. Любой исследователь жития преподобного Серафима способен задать вполне естественный вопрос: в чём кроется […]