«Делая добро, да не унываем»

Интервью с первым русским депутатом Европейского парламента, латвийским политиком, доктором математических наук Татьяной Жданок

Татьяна Аркадьевна, вы свободны в своем праве голоса в парламенте или же должны согласовывать свои позиции с той фракцией, которую представляете?

Жесткого давления у нас нет, принимается решение лишь о рекомендательном голосовании. А если это принципиальное голосование, то я должна уведомить руководителя фракции, что буду голосовать по-другому. Но уже все знают заранее, что по резолюциям, касающимся бывших республик СССР – не только России, но и Украины, и Молдовы, и Средней Азии, – я имею свое мнение.

Когда вы сообщаете о своем решении так голосовать, на вас какое-то давление оказывается?

Депутат в первую очередь выражает волю своих избирателей, а я уверена, что мои избиратели хотят, чтобы я именно так голосовала. Но, конечно, пару раз получала письма от президента Европарламента после того, как я была наблюдателем на референдуме в Крыму 16 марта 2014 года, и после визита в Сирию и встречи с президентом Асадом, это было в июле 2016-го.

Какую фракцию вы представляете? 

Для того чтобы создать фракцию, нужно двадцать депутатов. Мы являемся очень специфической политической группой из семи депутатов. Нас называют группой регионалистов и представителей национальных меньшинств. Я избрана в Европарламент от партии «Русский союз Латвии», в нашей группе есть представители национальной партии Шотландии, басков, корсиканцев, каталонской Левой республиканской партии. Поскольку мы не можем создать собственную фракцию, то должны с кем-то объединиться. И традиционно – еще до того, как я стала евродепутатом, – регионалисты были с зелеными. Это левоцентристская фракция, мы сидим правее социалистов. На самом деле по нашим голосованиям мы иногда гораздо более левые, чем социалисты.

А Европарламент – это властная законодательная организация или в большей степени совещательная? 

Европейский Союз держится на трех опорах. Во-первых, это Совет – очень мощный и влиятельный орган, где представлены правительства двадцати восьми стран-членов Евросоюза. Затем Комиссия – хранитель европейских договоров и единственный орган, имеющий право законодательной инициативы. И собственно Парламент, в который напрямую избраны депутаты. Еврокомиссия нам присылает проекты директив и регламентов, которые рассматриваются и корректируются Европарламентом и Советом.

Собственные законопроекты Европарламент вносить не может, но мы можем инициировать резолюции. Я в Европарламент избиралась уже трижды. За тринадцать лет работы, как мне кажется, кое-что успела сделать. Например, организовала в Комитете по петициям масштабные слушания о необоснованном изъятии детей органами опеки и практике лишения родительских прав в Евросоюзе. Вместе с депутатами своей фракции добилась того, что Европарламент заблокировал продвижение международного соглашения по борьбе с контрафактной продукцией (ACTA) – договора, открывавшего дорогу к тотальной слежке за действиями пользователей в Интернете и к их преследованию со стороны корпораций. Добилась введения безвизового режима для неграждан на территории Европейского союза (кроме Великобритании и Ирландии). Добилась включения неграждан, наряду с гражданами, в круг лиц, которым представительство любой страны ЕС в третьих странах обязано в случае необходимости оказывать консульскую помощь.

Я работаю сейчас в комитете по занятости и социальным вопросам. Подготовила доклад о необходимости баланса трудовой и личной жизни. Мы говорим, что надо достойные нормы внести для Европейского Союза по отпускам для матери по рождении ребенка, установить меньший по длительности, но такой же обязательный – для отцов. Надо ввести отпуск по уходу за больными членами семьи. На уровне правительств стран ЕС заметно противодействие этой инициативе. Какие страны тормозят, сказать нельзя, поскольку у нас есть только неофициальная информация, официальная засекречена. Но Еврокомиссия по следам моего доклада вышла сейчас с предложением новой директивы. Так что, думаю, мне есть чем отчитаться перед моими избирателями.

В Европарламенте вы – единственный русский депутат?

Если ориентироваться на графу в паспорте, то в Европарламенте есть еще этнические русские. Но дело же не в паспортных данных, а в том, кого ты реально представляешь и каковы твои политические приоритеты. Заявлять о том, что таковыми являются интересы русскоязычных, осмеливаюсь (или нет, не осмеливаюсь, а делаю это) я одна.

После вступления в Евросоюз Латвии, Эстонии и Румынии можно говорить, что русские являются коренными жителями ЕС, поскольку веками живут в этих странах. Для рассказа об этом мы подготовили и показали в Европарламенте выставку «Русские Латвии». Ведь правящие прибалтийские политики годами навязывают западной публике штампы о «насильственной русификации» этих территорий.

С другой стороны, надо рассказывать и о том, что объявление негражданами тех, кто приехал в Латвию после войны, является грубейшим нарушением прав человека. Депутату Европарламента разрешается пригласить к себе за год определенное число гостей, и для этого выделяется небольшое финансирование. Первой группой, которую я привезла в Европарламент, были ученики русских школ из разных латвийских городов. Рижский двенадцатиклассник Иван Енгашев показал с трибуны Европарламента свой паспорт с надписью «alien’s». В переводе с английского это означает «чужой», «пришелец», «инопланетянин». Ваня рассказал, что его родители и он сам родились и выросли в Латвии, но при этом их назвали «инопланетянами». «Разве я похож на пришельца? – спрашивал Ваня. – Почему нас сделали людьми второго сорта?»

Какое решение Европарламента вызвало вашу самую большую сердечную боль, вы сожалеете, что такое решение было принято? 

Конечно, это санкции против России в связи с ситуацией на Украине. Кстати, в середине ноября по запросу ряда депутатов, в первую очередь из южных стран – Испании, Италии, Греции, Кипра, – в Европарламенте обсуждались российские контрсанкции, точнее, их влияние на экономику Европы. Все эти депутаты говорили, что санкции в отношении России ни к чему хорошему не привели. Напротив, Россия стала крупнейшим экспортером сельхозпродукции, а для импорта южных фруктов находит других поставщиков. Но, конечно же, за продолжение санкций ратуют «ястребы», а таких в парламенте много, и представляют они в основном Восточную Европу и страны Балтии.

Вы, как математик, занимались ба́наховым пространством. Математическими формулами можно описать любое явление. Каким, с точки зрения банахова пространства, должен быть наш мир, в котором люди жили бы счастливо?

Банахово пространство – это наиболее гармоничное пространство, пространство с нормой. Действующие на таком пространстве функционалы обладают очень хорошими свойствами. При определенных условиях эту «хорошесть» можно распространять и на более объемлющее линейное пространство. Понятие нормы очень важно и для социальной жизни. Нормы поддерживают равновесие в обществе, помогают человеку социализироваться.

Вместе с тем, и это тоже важно, сейчас, в условиях глобализации, люди начинают очень ценить свои особенности, особенности региона, если этот регион объединен языком или религией, общими традициями. С одной стороны, должно происходить объединение, должна выстраиваться некая империя, каковой является Евросоюз, каковой является Россия, каковой являлся Советский Союз. С другой – с максимальной самостоятельностью, максимальными полномочиями на местах и с уважением особенностей всех регионов. Россия отдает много власти на места: возьмите Чечню, возьмите Татарстан. Но при этом есть единый центр, единые законы. Уверена, что именно по этому пути и надо идти.

В Европе гораздо больше языков, культур, чем национальных государств. Есть однородные государства, но их крайне мало. Например, Польша. Французы заявляют, что они являют собой мононациональное государство, но внутри Франции есть бретонцы, баски, каталонцы, корсиканцы, эльзасцы, окситанцы. Государственная политика в случае Франции строится на насильственной ассимиляции. Несправедлива и языковая политика Испании. Основные языки – кастильский, каталонский, баскский и галисийский. Казалось бы, четыре языка, и в наличии большое государство, где всем найдется место. Однако единственным государственным языком назначен кастильский. Параллели с Латвией очевидны.

Наша партия провела митинг у посольства Испании в Риге. Защищая Каталонию, мы защищаем языковое многообразие Европы, право людей на поддержание своей культурной общности.

Россия не является членом ЕС, но, согласно исследованиям Евробарометра о знании жителями Евросоюза иностранных языков, выяснилось, что русский занимает четвертое место. Вроде бы можно радоваться и гордиться. Но этот результат дала нам та эпоха, когда русский активно изучался в школах и вузах стран Восточной Европы и стран Балтии. Знающие русский язык европейцы – это поколение нынешних 40-летних и более старшие поколения. Среди молодежи ситуация совершенно иная. Почему не использовать средства, полученные за счет несметных природных богатств России, на создание духовного богатства – изучение во всем мире русского языка?

Сейчас сила стала законом, почему это произошло?

Потому что после крушения Советского Союза мир стал однополярным. Некоторые политологи говорят, что биполярный мир – самый естественный, потому что в природе все на двух полюсах основывается. Другие эксперты говорят о многополярности. Но и те, и другие правы в том, что невозможно долго устоять на одной ноге. А когда Советский Союз рухнул (не без помощи заокеанских сил), американцы уверовали в то, что они и есть закон и все должны жить по правилам Соединенных Штатов. Между тем Европа еще на распутье. В западной части кое у кого есть еще надежда сделать Европу противовесом США. А восточная ведет свою политику – ей Штаты милей. Кто возьмет верх – неизвестно. Я, например, считаю, что Евросоюз должен стать одной из главных мировых сил, но для этого ему нужно навести мост с Россией.

Как в современном мире свидетельствовать о Христе и о спасении? В современном мире, в котором все перевернуто с ног на голову, как достучаться до сознания людей? 

В западном обществе непомерный индивидуализм, жуткий эгоизм. И это связано с концепцией, что ты можешь один спастись. В православии – иначе. Одна моя знакомая, помощница депутата-коммуниста, с которым мы в Сирию ездили, спросила: «Таня, объясните мне просто, в чем разница между католиками и православными?» И я ей сказала: «Католики – это “ты спасаешься один”, а православные считают, что только вместе можно спастись». «Мне все понятно», – ответила она. Общество, построенное на принципе индивидуализма, уже просто не может выжить на этой земле. Я думаю, что спасение в той идее, которую Россия должна нести через православие; это – коллективное спасение, сострадание, сочувствие, сопереживание.

Вы не жалеете о том, что со вступлением в политическую жизнь теперь не занимаетесь математикой? 

Не жалею. В своей прошлой жизни математика я полагала слишком роскошным заниматься только теорией, человеку надо еще что-то делать на этой земле. Поэтому учила студентов, оставив для науки выходные дни. Оказавшись в политике, посчитала главным для себя помощь конкретным людям, попавшим в сложную ситуацию. За прошедшие годы их было много. Самое прибыльное дело – это отдавать другим. Как сказано в Библии, делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 6, 9).

Дивеевская обитель

Читать также:

Радость веры

Дмитрий Анатольевич, есть такое мнение, что творчество родственно вере, это так? Если творчество возвращается обратно к Богу, то тогда оно является частью веры. Человек может превратить веру в источник силы, действия. А вера – это открытие? Для меня было открытие. С удивлением, радостью и благодарностью я обнаружил ее в себе и в определенный момент жизни […]

Мощи соединяют земную Церковь с Небесной

Храм, который имеет святые мощи, всегда многолюден. Люди тянутся к святыне как к источнику живой воды. Божия сила и благодать, пребывающая в останках святых, дарует приходящим к ним многочисленные исцеления и помощь. Само тело может стать храмом Святого Духа, ‒ говорит апостол (1Кор. 6, 20).Когда мы видим останки святых, расточающие целебную Божественную силу, то невозможно […]

Академик Б.В. Раушенбах: Крещение Руси

Первая публикация этой статьи состоялась примерно за год до празднования 1000-летия крещения Руси: в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом, в августе месяце. Обычно накануне подобных знаменательных дат (800-летие Москвы, 100-летие Ленина) вся советская периодика наводнялась материалами на соответствующую тему. По случаю же предстоящего тысячелетия царило поразительное молчание, только «Комсомольская правда», пообещав читателям окончательно разгромить церковников к […]