Архиерей на горнем месте

Когда при конце Трисвятого поется «слава Отцу и Сыну и Святому Духу», тогда архиерей берет возжженное трисвечие, означающее, что споклоняемый со Отцем и Духом Иисус открыл нам светлое таинство Святой Троицы. С трисвечием архиерей восходит на священное сопрестолие и благословляет народ, показуя, что Бог в трех Лицах есть един по естеству, каким Он и явился на Иордане, при Христовом крещении; согласно сему пред архиереем и читается тропарь «Троицы явление во Иордане бысть».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 69, о храме) говорит: «Архиерей восходит на божественное сопрестолие, которое означает седение Христа одесную Отца, и оттуда благословляет народ трисвечием, в ознаменование того, что Троицею мы осветились, и что Христос, восшед на небеса, открыл нам сияние Троицы, знаменуемое светом, и подал благословение»; и (в гл. 98): «Архиерей знаменует крестообразно священное Евангелие двусвечием, в ознаменование двух естеств Христа, нераздельного ипостасию.

И потом, когда поется “слава Отцу и Сыну и Святому Духу” ‒ трисвечием, показывая, что Троица в трех Лицах есть едина по естеству, и что познание о Ней, как свет, воссияло в мире чрез двоестественного, воплощенного Одного из Лиц Ее. И потом он молится совершитися Евангелию, яко лозе живущей, животворящей же и веселящейся, и свыше насажденной».

После сего архиерей или иерей должен взойти на горнее место для сидения. Диакон же, предлагая это, говорит архиерею или иерею: «Повели, владыко», ‒ то есть из смирения просит, чтобы архиерей или иерей сам себе повелел сесть. Ибо греки, смиряясь пред высшими, и в других случаях не говорят прямо: «Сядь или кушай», ‒ но: «Повели себе сесть, повели себе кушать». Так точно и здесь диакон просит архиерея или иерея, чтобы он повелел себе сесть.
Христос, обещанный вначале чрез пророческие изречения в антифонах, потом предъявленный миру чрез торжественное изнесение и возвышение Евангелия и, наконец, в песни Трисвятого познанный Своими возлюбленными учениками, теперь словами «Благословен грядый во имя Господне» возвещается как ходатай и царь, и грядет для обладания Своим царством.

Посему иерей, а особенно архиерей, носящий образ Самого Христа, дабы показать это обладание или седение одесную Бога и Отца, отходят на горнее место. Святитель Герман Константинопольский пишет: «Когда служащие сидят на горнем месте, тогда седение их означает то, что Сын собственную плоть, которую носил, и знаменуемое омофором овча, которое поднял на рамена, восшедши превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства вышних Сил, принес к Богу и Отцу». Симеон Солунский (в гл. 93) пишет: «Потом бывает восход на священное сопрестолие и седение на оном; и это делается во образ восшедшего на небеса Иисуса Христа и седящего одесную Отца». Седящие же с иерархом на сопрестолии носят образ апостолов. Симеон Солунский (в гл. 63, о храме) пишет: «Иерарх, седящий на сопрестолии, образуя Христа, соседателями имеет епископов и иереев, образующих апостолов».

Горнее место в таинственном смысле означает тот пренебесный престол, или престол славы Христовой, о котором упоминается в следующей молитве так: «Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, седяй на Херувимех». И, хотя без сомнения этот таинственный престол можно бы назначить и в другой части видимого храма, но нет ни одной части в храме где бы удобнее можно было видимым образом изобразить невидимый престол Христа и седение Его одесную Отца, как превосходное то горнее место, куда отходят для седения в церкви архиерей или иерей».

Отходя на горнее место, архиерей сначала снимает с себя омофор для означения, что Иисус Христос принес овча Свое, то есть нас, человек, и предал оное Отцу Своему; ибо мы чрез Иисуса Христа имеем приведение ко Отцу. Сверх сего, архиерей не может иметь на себе тогда омофора и потому, что наступает благовестие слова Божия. Симеон Солунский (в гл. 69) пишет: «Во время чтения Евангелия архиерей слагает омофор, показывая свое рабство пред Господом: потому что в это время представляется Сам Господь, вещающий чрез Евангелие и присутствующий здесь в это время, и омофор, образ воплощения Его, архиерей не дерзает носить, но, сняв оный с плеч, отдает диакону, который и держит его согнутым в правой руке, стоя близ архиерея, а также предходя и на великом входе со Святыми Дарами».

По восхождении архиерея или иерея на горнее место произносятся слова «мир всем», к выслушанию коих диакон прежде возбуждает народ, говоря: «Вонмем». Святой Герман пишет: «Вонмем, то есть послушаем, станем внимать все с умиренною душею». Следовательно, и сии слова «мир всем» мы должны слушать с таким же вниманием.
Симеон Солунский (в гл. 63, о храме) пишет: «Седящий на сопрестолии архиерей, образуя Христа, говорит: “Мир всем”, ‒ и этим показывает соединение неба и земли, ибо Христос есть разоривый вражду плотию Своею и сотворивый обоя едино, как говорит Павел (Еф. 2, 14)».

И (в гл. 93) он же пишет: «Слово “мир” свойственно Христу и есть наследие, которое Он нам оставил». Как Христос даровал мир ученикам и оставил им оный; так архиерей или иерей, подавая тот же мир, выражает особенное к людям Божие благодеяние. Для того они и восходят на горнее место, дабы о имени Христове преподать дар сей людям. Согласно с сим, святого архиепископа Иоанна, литургию которого мы объясняем, просили некогда находящиеся под его паствою, или, как сказано в житии его, напечатанном при «Маргарите»: «Моляху на престоле епископства сести и по обычаю мир людем дати». Мир сей не только здесь, но и во многих местах службы преподается не без причины.

Тот же Златоуст (в 3-й беседе на Послание к Колоссянам) пишет: «Церковный настоятель дает мир в церквах однажды и дважды, и трижды, и много раз. По какой же причине? Потому что он есть мать всех благ, он – вина радости».
Диакон произносит пред чтением Апостола: «Премудрость», ‒ и потом: «Вонмем», – пред чтением апостольских посланий, для выслушания сих проповеданий, которые показывают, что Иисус, по вознесении Своем, был благовествуем от Своих учеников и что Он творил чудеса. Святой Герман пишет: «Чрез чтение Деяний или посланий апостольских открывается призвание и назначение апостолов».

Симеон Солунский (в гл. 98) говорит: «И тотчас бывает божественное чтение Апостола, и это означает, что Христос, возшед на небо, послал учеников проповедывать всему миру Господа»; и (в гл. 64, о храме): «По сем чтение слов апостольских, которое показывает посольство апостолов к народам».
Во время чтения апостольских посланий архиерей и иерей сидят на сопрестолии, образуя Христа, сидящего по вознесении на престоле славы, одесную Отца, а диаконы не сидят, но стоят, означая этим апостолов, посланных проповедывать Евангелие по всему миру.

Как чтение апостольского послания означает проповедь апостолов, которые везде возвестили, что Христос пришел на землю, так и чтение Евангелия показывает, что пришедший Христос везде и всеми познан. Посему мы после апостольских посланий и пред чтением Евангелия, прославляя Христову благодать, оказанную нам в Его пришествии, поем «Аллилуиа», что значит по толкованию святого Германа: «Хвалите и песнословьте Живого Бога».
Чтение Евангелия показывает, что Премудрость – Христос, предсказанный пророками, что видно было из прокимна, проповеданный апостолами, на что указывало чтение посланий апостольских, теперь чрез чтение Евангелия везде и всеми видится, и всеми узнан, как Сам Христос, и является миру, как бы лицем к лицу, да елицы приимут Его и уверуют во имя Его, приимут область чада Божия быти (Ин. 1, 12).

По прочтении Евангелия архиерей сходит с сопрестолия и из алтаря к народу, и осеняет всех. Этим показывается, что Христос по вознесении победил мир; что Христос, восшед на небеса, не разлучается с нами, но по обетованию всегда пребывает с нами, и что Он опять придет судить живых и умерших. Симеон Солунский (в гл. 48) пишет: «Тотчас, нисходя с сопрестолия, архиерей показывает, что Христос чрез проповедь победил мир»; и (в гл. 98): «Архиерей, сходя с кафедры, находящейся на горнем месте, показывает промышление и попечение об нас Спасителево с небес, потому что и по вознесении Он не разлучился, но обещался всегда пребывать с нами. И то притом означается, что Он опять придет к нам во втором Своем пришествии».

Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский)

Архиепископ Вениамин (1739-1811 гг.) родился в семье священника Красного Cела Санкт-Петербургской губернии. Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге, во время обучения в которой в 1759 году пострижен в монашество с именем Вениамин. Девять лет преподавал в ней, а в 1770 году утвержден ректором семинарии. С 1770 года ‒ архимандрит Старо-Ладожского монастыря, затем переведен в Зеленецкий монастырь и в Петергофскую Троице-Сергиеву пустынь. В 1774 году хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. В 1775 году переведен на Архангельскую и Холмогорскую епархию. Преосвященный Вениамин занимался литературной деятельностью. Им написана книга «Новая Скрижаль».

В 1798 году епископ Вениамин перемещен в Нижний Новгород. Он содействовал утверждению в своей епархии единоверия, заботился о благоустройстве Нижегородской духовной семинарии. Большое внимание Преосвященный Вениамин уделял изучению Священного Писания, приказал во всех церквях вместо поучений читать и объяснять Священное Писание. В 1804 году возведен в сан архиепископа. Скончался архиепископ Вениамин 16 марта 1811 года. Погребен в нижегородском кафедральном Спасо-Преображенском соборе. В 1929 году собор взорвали; могила архиерея утрачена.

Читать также:

Андрей Боголюбский как носитель идеи самодержавия

Идея единоличного самодержавия на Руси домонгольской созревала настолько быстро, что уже при внуке Мономаха могла иметь такого представителя, как знаменитый Андрей Боголюбский. Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, второго сына Владимира Мономаха, родился около 1110 года. При кончине деда ему было уже около 16 лет, так что слава Мономахова, еще при жизни знаменитого князя царской греческой […]

Тени Хиросимы

6 и 9 августа 1945 года американцы сбросили две ядерные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, уничтожив сотни тысяч мирных жителей. Беззвучная вспышка расколола небо и превратила эти города в пылающее нутро доменной печи. Находившиеся на расстоянии 30–40 километров услышали необычно сильный взрыв, похожий на раскат грома, и лишь потом увидели ослепительное пламя. На […]

«Чем крепче духовно наши монастыри, тем больше влияния они оказывают на окружающий мир»

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества рассказал порталу «Монастырский вестник» о проблемах, которые обсуждались в ходе дискуссии на конференции «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре 13–14 ноября 2019 года, а также поделился собственными размышлениями о современном монашестве. Ваше Высокопреосвященство, […]