дивеевсские скиты
Архангельский скит
Скит находится на пути из города Арзамаса в село Дивеево. Свернув от основной дороги, путник какое-то время проезжает по безлюдным полям, но неожиданно его взору открывается чудесная картина: как на ладони два храма и уходящие вдаль просторы. Небольшое монашеское селение не нарушает гармонии природы, созданной Творцом. Как и в каждой православной обители, здесь идет служение Господу и вдалеке от мирской суеты душа находит тихое пристанище.
Скит создан на месте некогда бога­того села Ездаково, через которое про­ходила дорога («езда») на Арзамас. В XV веке благочестивые жители постро­или в селе небольшую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С ро­стом села в конце XVIII века решено было поставить новый каменный храм. Деньги на него собирали всем миром. Освящение храма состоялось 21 ноября 1900 года, и посвящен он был Архистра­тигу Божию Михаилу. Перед революцией 1917 года село насчитывало около 300 дворов. Кол­хоз на территории села просущество­вал до 60-х годов XX века. К этому времени в стороне была проложена новая дорога на Арзамас. Ездаково постепенно обезлюдело, и сейчас на его месте не сохранилось ни одного старого дома.
В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.

В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.

Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.

В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу – с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.
Окультуривание земель осложнялось наличием ям, погребов и фундаментов построек бывшего села. Вручную со вспаханных огородов сестры выносили камни и кирпичи. Нередко попадались целые кирпичные и каменные глыбы, которые было под силу увезти только тракторам. Территорию под сад выравнивали бульдозерами. Но еще до сих пор после каждой пахоты земля возвращает из своих недр домашнюю утварь и бытовые принадлежности давно ушедших отсюда жителей.
Реставрационные работы Архангельского храма начали с восстановления крыши. Немало ушло времени и сил, прежде чем главу храма увенчали пять куполов с сияющими на солнце крестами. Затем приступили к внутренней отделке. С Божией помощью, стараниями рабочих и сестер, храм внутри засиял белизной стен, а на восстановленном деревянном полу, покрытом лаком, отразились блики зажженных свечей. 19 ноября 1998 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех.
Груду развалин представлял собой второй зимний храм – в честь Покрова Божией Матери. В один день в церкви обрушились свод и большая часть стен. Сохранились старинные чертежи Покровской церкви, по ним начали восстановительные работы. В 2004 году она была полностью восстановлена и 31 декабря того же года заново освящена епископом (ныне митрополитом) Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь образа Божией Матери «Спорительница хлебов». Освящение престола именно в честь этой иконы объяснялось тем, что на обширных скитских полях возделываются зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес. В 2009 году храм был расписан сюжетами из земной жизни Пресвятой Богородицы, от Ее рождения и до успения.
Святынями храмов Архангельского скита являются расписанный крест с могилки блаженной Пелагии Дивеевской, ковчег с частичками мощей святых угодников Третьего Удела Божьей Матери – Киево-Печерской лавры. В храмах хранятся частицы мощей дивеевских святых – батюшки Серафима, преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.
Сама Пречистая Богородица дала преподобному Серафиму устав, которым определен распорядок жизни дивеевских сестер. Каждое утро и вечер насельницы собираются в храм на общее монашеское правило, которое включает чин чтения двенадцати избранных псалмов, поясные поклоны, утренние и вечерние молитвы, полунощницу, чтение Апостола и Евангелия. Батюшка Серафим заповедовал читать сестрам ежедневно три раза во время послушаний молитвенное правильце и весь день держать в уме Иисусову молитву, а также 150 раз прочитывать Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся…» Регулярно совершаются на скиту службы, на которые приходят помолиться и жители соседних деревень.
Повседневная жизнь скита – это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.

День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.
Невдалеке от скита, у основания песчаного склона рядом с сосновым лесом сестры обнаружили увлажненное место. Место облагородили, сделали небольшой колодец и даже купаленку. Вода в Архангельском источнике вкусная и сладкая.

На скиту живут и четвероногие друзья. У каждого из них есть свои обязанности. Послушание охраны скита возложено на двух немецких овчарок – Юнгу и Спарту. У кошек своя охраняемая территория – благодаря им, защищены от грызунов ангары, чердачные помещения и жилые здания, а также прилегающие окрестности. Есть на скиту «коты-странники», которые с первым весенним солнцем уходят в поля на охоту и возвращаются только с наступлением крепких морозов. Живет на скиту конь Иордан, на котором сестры ездят в лес за ягодами, грибами и лапником, сеном и травой.