Державная икона: Москва-Дивеево

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, им же подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим», – возглашают 2(15) марта новом храме Державной иконы Божией Матери в Дивееве, а так же и во всех храмах Православной Руси. Православная Русь – это наименование, которое использовалось в древности, в допетровское время для территории Московского Патриархата, в 1943 году было выбрано Патриархом Сергием (Страгородским). Такой титул не связывает территорию Московской Патриархии с границами какого-либо государства. После гибели императорской России государственные границы многократно менялись в 20-х, 30-х, 40-х и 90-х годах ХХ века, а территория Московской Патриархии оставалась практически неизменной.

Императорская Россия перестала существовать 2 марта 1917 года по старому стилю (15 февраля – по новому). Власть была вырвана из рук святого страстотерпца и мученика Императора Николая II заговорщиками, предателями и клятвопреступниками из высшего генералитета и руководства Государственной Думы, включая великих князей Николая Николаевича и Кирилла Владимировича Романовых. «Кругом измена трусость и обман!» – записал тогда уже безвластный наш Государь в дневнике. С тех пор шапка Мономаха стала музейным экспонатом. Царство разделилось само в себе на две части: шумную и энергичную революционную Страну Советов и тихую гонимую Православную Русь. В конце 1917 года, когда разделение еще не выявилось, Поместный Собор выбрал Святейшего Патриарха. Им стал архиепископ Тихон (Белавин). При интронизации в день Введения Матери Божией во храм Святейший Тихон был наречен Патриархом Московским и всея России. Вскоре выяснилось, что России не стало. Появилось иное государство – СССР.

2(15) марта 1917 года в Первопрестольном граде Москве Царица Небесная своей иконой явила Себя Правительницей Православной Руси, скрытой в недрах нового государства. Она не могла принять на Себя управление всей страной в целом, но лишь народом верующим, церковным.

В тот день, 2(15) марта, крестьянке Евдокии Андриановой в сновидении голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно сделать красной, и пусть молятся». Он пошла в Коломенское, которое теперь в черте Москвы, и передала священнику слышанное. Заметим, что село Коломенское с XVI века было царской резиденцией. Его обстраивали цари Василий ΙΙΙ, Иоанн ΙV Рюриковичи и Алексей Романов. Священник с верою принял сообщение женщины-крестьянки. После долгих поисков в подвале церкви они обнаружили черную доску, на которой под копотью скрывался образ Богородицы, одетой в красное, с Сыном на коленях, также одетым наполовину в красное. Цвет явленной иконы предрекал Православной Руси эпоху мученичества и очищения от нераскаянных грехов. Кончилось долготерпение Божие. Не состоялось покаяние, к которому призывал отец Иоанн Кронштадский и не он один. Наступило время крутого, трудного восхождения в Царство Небесное для достойных. Этот путь благословляет с Небес Бог-Отец, изображенный вверху обретенной иконы в облаке цвета пожара. Матерь Божия и Матерь всех чад Христовых явилась в Первопрестольном граде с короной на челе, скипетром и державой в руках. Она в день свержения Государя показала Себя Правительницей Православной Руси.

Пресвятая Дева Мария взяла управление народом на Себя, приняв в руки скипетр и державу. Русь была погружена в немощь и скорбь душевную, в оскудение веры, отступление от заповедей Божиих, в разъединения и раздоры церковные.

Весть об обретении иконы в день свержения Царя быстро распространилась среди православных. Икона в народе получила имя Державной. Составили службу Державной иконе Божией Матери и акафист. Для храмов стали писать иконы. Ныне пребывающий в Москве в Обыденном храме святого пророка Илии образ тогда был написан для церкви Святителя Николая, стоявшей в Москве на перекрестке улицы Арбата с Плотниковым переулком. О том, что он находился у Николы в Плотниках, как москвичи называли тот храм, свидетельствовал мне Владимир Николаевич Щелкачев, бывший в студенческие годы прихожанином арбатского храма, а во время нашего знакомства – выдающимся ученым, о котором в 1957 году наша лектор по подземной гидравлике закончив курс сказала: «Я вам все рассказала, а дальше знает только В. Н. Щелкачев». Студентом, в 1920-х годах, он был избран в приходское собрание и сразу арестован за активное участие в церковной жизни.

Икону для церкви Святителя Николая в Плотниках написал около 1926 года художник Николай Сергеевич Чернышев (1898 г. р.) по просьбе дочерей протоиерея Иосифа Фуделя – Марии, Лидии, Нины. Художник, который не был иконописцем, конечно, получил благословение от отца Иосифа, известного священника того времени, много потрудившегося в храме Бутырской тюрьмы и еще до революции переведенного в церковь на Арбат.

Николай Сергеевич Чернышев был воспитан своим домашним учителем Сергеем Николаевичем Дурылиным в глубокой и осознанной вере православной. Вместе с ним у С. Н. Дурылина выросли будущий протоиерей Сергий Сидоров, расстрелянный в 1937 году, Сергей Иосифович Фудель – известный церковный писатель, который также подвергался аресту за веру. Они вместе путешествовали по Северу, постоянно посещали Оптину Пустынь, где ими руководил старец преподобный Анатолий (Потапов), думали о принятии пострига, но     С. Н. Дурылина не благословил старец. Он вскоре принял священный сан целебатом и служил на Маросейке с праведным Алексеем Мечевым. А когда подросли молодые его ученики – не стало монастыря в Оптиной. Впоследствии Николая Сергеевича Чернышева с Елизаветой Александровной Самариной венчал протоиерей Сергий Сидоров в доме В. М. Васнецова, где сейчас музей этого иконописца, мастера исторической и фольклорной живописи. Н. С. Чернышев, как духовный сын святителя Афанасия Сахарова, был из «непоминающих», которые главой Церкви признавали только заключенного митрополита Петра (Полянского) и не поминали на богослужениях заместителя местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). К моменту создания списка Державной иконы Божией Матери в начале 1920-х годов Н. С. Чернышев окончил ВХУТЕМАС и был профессиональным художником, но икон не писал, однако в сердце носил свои, им, как художником, зримые образы Спасителя и Божией Матери. В его альбоме 1917 года в революционные дни карандашом нарисован лик только что раскрытой от поздних записей Владимирской иконы Божией Матери. Она тогда явила для утешения русским людям свой облик, запечатленный апостолом Лукой. На соседних страницах альбома два изображения Спасителя. На одном из них взгляд обращен к людям, взгляд строгий, исполненный ужаса от происходящего на земле. На другом – взгляд обращен горе. «Аз есмь Дверь» – так хотелось бы назвать этот рисунок. Есть среди рисунков и автопортрет в девятнадцатилетнем возрасте.

В декабре 1941 года декабре Н. С. Чернышев был арестован в прифронтовой Москве по обвинению в создании церковной антисоветской организации, 19 августа 1942 года, на Преображение Господне, ему вынесен приговор. Свидетельство о смерти выписано 15 декабря 1942 года. По-видимому, отец был расстрелян в тюрьме в Саратове, либо скончался там от голода.

Икона Божией Матери «Державная» – лучшее его произведение. Он не вполне повторил явленную икону, хотя его работа близка к оригиналу. Нимб золотой вместо мозаичного, что строже, торжественнее; плат почти без украшений, также строже. Гладкая линия плата, без игры складок окаймляет лик Богородицы. В позе Сына больше статичности, придающей изображению монументальность. Благословляющая рука Его расположена строго по оси иконы, что лучше выражает значимость благословения Христова. Благословляющая десница Бога-Отца на списке приобрела строго вертикальное положение, что также усиливает монументальность. По-иному написаны руки Богоматери. Правая двумя перстами удерживает скипетр, придавая ему устойчивое почти вертикальное положение. Левая царственным жестом возложена на державу, тогда как в первописанной иконе она физически поддерживает шар, прижимая его. Цвет державы из коричневого цвета земли превратился в голубовато-серый – цвет пасмурного неба с красной подсветкой. Но главное в лике Царицы то, что Она с глубокой печалью взирает на молящихся в тяжелые годы гонений. Уста Ее онемели от ужаса зримого на земле. Узкие плечи, тонкая шея, впалые щеки напоминают о немощи, с которой неразлучна непобедимая сила Божия. Однако во всём Ее облике твердость. Очевидно, что Она не проронит ни слезы. Иисус Христос на иконе из церкви Святого пророка Илии Обыденной не отрок, как на явленной иконе XVIII века. Он неопределенного возраста, Он – вечный. Очи Его широко открыты и с болью взирают на дела, творимые в революционной стране.

Откуда известно, что эту икону написал Н. С. Чернышев? С детства я знал, что отец писал Державную икону для церкви Святителя Николая в Плотниках. В 1990-е годы об этом мне напомнила подруга моих родителей инокиня Лидия (Гаврилова), регент епархиального собора в Житомире, которую я не раз посещал во время ее предсмертной болезни. Она не знала судьбы иконы после закрытия храма на Арбате. Я словесно описал ей Державные иконы, что находятся в храме Святителя Николая в Хамовниках и Обыденскую. Она сказала, что Обыденская, насколько можно судить по рассказу, более похожа на икону с Арбата. Но точку в этом вопросе поставил Владимир Николаевич Щелкачев. Как-то я стоял перед иконой в Ильинской церкви. Он подошел ко мне и сказал, что это икона из разрушенной церкви Святителя Николая в Плотниках. Я же поблагодарил его и сказал, что теперь знаю: ее писал мой отец.

Как икона с Арбата попала на Остоженку? Так же как многие святыни, которыми так богат Обыденный храм. Церковь Святителя Николая Чудотворца в Плотниках постановлением советских властей была определена на слом. Православные тайно спасали, что могли. Чьи-то благочестивые руки перенесли Державную икону в действующую церковь пророка Илии Обыденную.

Ее спасли потому, что этот образ был дорог москвичам. Перед ним было пролито много слез за ссыльных, заключенных, расстрелянных, за погибших на фронтах Великой Отечественной войны, за вдов и осиротевших детей, за поруганное Отечество. Обращалась к Небу Русь Святая, исторгаемая землей, взывала: «Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дево Чистая, днесь притекаем, никто же возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы» (тропарь иконе Божией Матери «Державная», глас 4).

В конце 2010-х годов Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю было передано учебное здание – школа детского интерната, выведенного из Дивеева в другой поселок в прекрасные помещения. Монастырь переоборудовал школьный спортзал в храм. 21 декабря 2020 года эту домовую церковь освятили в честь Державной иконы Божией Матери. Для нее написана копия с иконы, находящейся в московском Обыденном храме. Это не первая ее копия. Изображение Богородицы, сделанное Н. С. Чернышевым, любят православные. Копии иконы, с некоторыми, изменениями имеется в церкви Святых мучеников Адриана и Наталии, что на Ярославском шоссе в Москве, и в церкви Вознесения на Гороховом поле на Вознесенской улице (ныне улице Радио), также в Москве.

Родительский дом Николая Сергеевича Чернышева стоял недалеко от этого храма, и Чернышевы были его прихожанами. Прадед художника стал ктитором этого храма. Самый большой колокол, уничтоженный в лихолетье, имел надпись «От ктитора Андрея Чернышева». Его вдова Пелагея Яковлевна когда-то в третьей четверти позапрошлого века сделала большой вклад для росписи храма. Сведения об этом имеются в современном издании по истории церкви Вознесения Христова на Гороховом поле.

Через копию Державной иконы, по воле Божией, продолжилась связь Вознесенского храма с семьей Чернышевых. Икона нередко тиражируется типографским способом. В частности, в моем келейном кивоте стоит маленький образок, приобретенный в Крыму, в Ялте, и воспроизводящий этот святой образ.

В 2019 году потомки Николая Сергеевича Чернышева получили благословение сделать для монастырской церкви копию Державной иконы Божией Матери аналойного размера. Икона написана в 2020 году на родине преподобного Серафима, в городе Курске, Марией Шаниной, которая специализируется на создании копий икон и написании икон новомученников. Ее работ много в Покровской церкви, находящейся на территории Бутырской тюрьмы, через которую прошли многие ныне прославленные во святых новомученники и исповедники. Н. С. Чернышев не сидел в Бутырках, так как из прифронтовой Москвы его сразу отправили в Саратовскую пересыльную тюрьму, где тогда сосредоточилось около ста тысяч заключенных с оккупированных территорий.

Копия, которую вручили настоятельнице Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии правнучки Н. С. Чернышева, помещена в новом храме, на специальном аналое. Она значительно меньше оригинала. Бог-Отец в облаке над Богородицей написан точно, как в оригинале. Фон, трон, облачение Царицы Небесной и Сына тоже написаны точно. Лик Спасителя очень похож на оригинал и все же в нем на копии больше детского и меньше державного. Еще более различаются лики Царицы Небесной. В оригинале он строже, в копии – мягче и красивее земной красотой; чувствуется мужская рука в оригинале, к тому же и сердце человека, живущего в период гонений на Церковь. В копии отражено современное спокойное время торжествующей в союзе с государством нашей Церкви, мягкость женской руки и спокойного женского сердца. Мягкая и красивая копия «Державной» более подходит для современного человека, чем строгий оригинал, рожденный в годы страшных бедствий.

В заключение приведу эпизод, имевший место в храме Пророка Илии Обыденном в 1992 или в 1993 году. Я тогда работал с группой специалистов из Германии, которые за германские деньги строили срочно сорок военных городков на территории России, Белоруссии и Украины. Немецкие коллеги помогали деньгами нашему храму и просили провести в нем экскурсию. У Державной иконы им было сказано, что Царица Небесная в 1917 году взяла власть в Свои руки, и это показано на иконе символами царской власти в Ее руках. Прозвучал вопрос: «Отчего же тогда у вас так все плохо, если Такая Царица правит?» Ответ «кого люблю, того и наказую»1 был им непонятен. Они живут в кальвиновском ощущении предопределенности спасения. Благополучие здесь видят, как признак милости Божией, которая обязательно продолжится и за гробом. Мы же видим, как Царица Небесная через скорби выводит на путь спасения русский народ в целом, и каждого, и каждую из нас. Не пресекая воли человека, Она управляет лишь теми, кто причастен к Святой Руси.

Монах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря Варфоломей (Чернышев)

1 «Азъ, их же аще люблю, обличаю и наказую» (Откровение 3, 19), то есть кого люблю тому для исправления открываю его греховность, обвиняю за содеянное и наказываю болезнями, житейскими трудностями, скорбями, но не смертью, за которой для обличаемых нет спасения.

Premium WordPress Themes Download
Premium WordPress Themes Download
Download WordPress Themes
Download WordPress Themes Free
free download udemy paid course
download xiomi firmware
Download WordPress Themes Free
free download udemy paid course

Читать также:

Счастье есть

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. У нас сегодня особый день, день памяти нашего святого, небесного покровителя. Отрадно, что покровитель нашего храма и для всей Русской земли является отцом. Именно в преподобном Сергии Радонежском – корни характера русского верующего человека, позволяющего нам выстоять в ужасные времена. Мне кажется, корни именно там, в наших […]

Преемственность архитектурных традиций

– Ансамбль нашего монастыря удивительно органичный, выполненный в одном ключе. В нем нет резких контрастов стилей, начиная с Казанского собора и закачивая последними постройками. Все очень гармонично дополняет друг друга. Так стала делиться своими наблюдениями послушница Серафимо-Дивеевского монастыря, архитектор по образованию. Мы решили всмотреться в архитектурный комплекс нашей обители. Это желание возникло не потому, что  […]

Монашество как призвание: от истоков до современности

Доклад митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, председателя Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 28–29 января 2019 года) Понятие «призвания» При рассмотрении темы монашеского пути как призвания необходимо прежде остановиться на значении самого слова «призвание» […]