Отец Серафим Ган: «Святой Серафим – хозяин нашего прихода, и это проявляется во всем»

Протоиерею Серафиму Гану – представителю известной династии в Русской Зарубежной Церкви – наверное, повезло. Уже 16 лет он служит в американском городе Си-Клифф, близ Нью-Йорка, на приходе, который носит имя его небесного покровителя – преподобного Серафима Саровского. Хотя, возможно, это скорее большая ответственность, чем просто везение. Сам же батюшка такой поворот в своей судьбе называет благословением. Предлагаем вниманию читателей портала беседу с отцом Серафимом об истории прихода, о его нынешней жизни и о помощи преподобного Серафима.

Помощь преподобного всегда сопутствовала нашей семье

– Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как вы ощущаете присутствие своего святого в собственной жизни и в жизни вверенного вам прихода?

– Я думаю, все важнейшие события в нашей семье всегда проходили вокруг преподобного Серафима. Его помощь нам сопутствовала всегда. Когда мне было лет 13, моя бабушка Софья Константиновна рассказывала мне, как наш предок – владыка Ювеналий (Килин), архиепископ Цицикарский – совершенно неожиданно оказался участником обретения мощей преподобного Серафима и их омовения перед прославлением в 1903-м году. В то время он был иеромонахом Пермского Белогорского монастыря и сопровождал своего игумена – отца Варлаама (который, как и многие насельники обители, был расстрелян в 1918-м году) в паломнической поездке. Они побывали в Оптиной пустыни, в Кронштадте служили с отцом Иоанном Кронштадтским.

У них появилась возможность попасть на торжества по прославлению преподобного Серафима в Сарове. Будущего владыку Ювеналия попросили принять участие в перенесении мощей в собор. В алтаре совершалось омовение и облачение мощей, в преддверии перенесения. На меня произвел большое впечатление рассказ бабушки о том, что как только они открыли крышку гроба, то весь собор наполнился благоуханием.

Мой папа был также назван в честь святого Серафима, потому что мой дедушка – протоиерей Ростислав Ган – в Китае одно время служил настоятелем Свято-Серафимовского прихода. Папа родился как раз в это время, его крестили в этой церкви.

Что касается конкретных случаев на приходе, то бывали ситуации, когда человек заболел, или у него какая-то скорбь или искушение, и он обращается за советом. Иногда ничего не можешь сказать, поскольку ситуация трудная, и предлагаешь просто помолиться за молебном преподобному Серафиму. Бывало много таких случаев, когда вопросы решались по молитвам перед нашей храмовой иконой святого Серафима – дореволюционной, с мощами, которая принадлежала Царской семье и была передана нашему приходу сестрой Николая Второго.

Я не буду называть конкретные случаи, потому что это сугубо личное, но помощь приходит очень часто. В нашей семье мы также и в радости, и в горести всегда обращаемся к преподобному.

Преподобный не оставляет наш приход

– А как случилось, что вам доверили приход, носящий имя вашего небесного покровителя?

– Так получилось, что приснопамятный Митрополит Лавр (Шкурла), Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, поначалу устно направил меня сюда в 2005-м году, когда приход оказался без священника. Кажется, это было на «зимнего Серафима» – 15 января. Какое-то время я совершал богослужения, окормлял прихожан по мере сил, и, конечно, продолжал работать в канцелярии Синода. А 1 августа 2005 года, на преподобного Серафима, владыка, когда возглавлял богослужение, вручил мне указ о назначении настоятелем.

– Возможно, вы один из немногих священников Русской Зарубежной Церкви, кто настоятельствует в приходе, носящем имя своего небесного покровителя. Какие ощущения испытываете в этой связи?

– Для меня это большая радость. Во-первых, этот святой почитается всем приходом. Я чувствую, что мой покровитель одновременно является и хозяином прихода. Я могу обращаться не только как к своему святому, но и как к нашему хозяину. И преподобный нас не оставляет. Не раз бывали такие случаи, когда, казалось, нет выхода. Ты стараешься решать проблемы по-человечески, полагаясь на свои силы, и ничего не получается.

Но когда вспоминаешь, что тебе нужно вести себя иначе – как христианину, как священнику, – и обратиться за помощью к хозяину прихода, – все решается даже лучше, чем можно ожидать. Для меня лично это большая радость и утешение, которые во многом облегчают несение этого послушания. Святой Серафим у нас хозяин, и это проявляется в скорой помощи, как бывало не раз. Я уже понял и принял, что к нему нужно обращаться во всех случаях – заболел ли прихожанин, или возникают какие-то затруднительные ситуации. Конечно, нужно просить Христа и Божию Матерь, но следует не забывать обращаться и к нему, потому что он несет ответственность за этого прихожанина и за все, что происходит у нас. И он не оставляет, и это просто удивительно.

В Дивееве я взмолился святому Серафиму решить приходские проблемы

– Можете поделиться какими-то историями по этому поводу?

– Когда в 2012-м году отмечалось пятилетие восстановления церковного единства, мне, как участнику переговорного процесса, довелось быть в делегации РПЦЗ в России. В программу нашего пребывания включили посещение Дивеево. Безусловно, я очень обрадовался этому, но меня очень волновали хозяйственные и материальные проблемы, которые существовали тогда у нас на приходе. Помню, когда мы вошли в собор, где почивают мощи преподобного Серафима, я просто взмолился своими словами по поводу этих приходских дел: «Преподобный отче Серафиме, помоги, выручай нас!» Это было благодатное посещение, которое меня очень сильно ободрило. В дальнейшем мы ездили по другим святым местам, участвовали в торжествах, а потом я вернулся домой, и все проблемы начали очень быстро разрешаться.

С тех пор во всех затруднительных ситуациях я стал обращаться к своему святому

Интересно, что вскоре после этого нашему храму придали статус памятника восстановления единства. Дело в том, что за год или два до того мы начали большой проект настенной росписи. В него входит великий образ Русской Церкви, русской святости, который заканчивается у главного купола темой восстановления единства.

Когда я предложил приходу этот проект, на меня посмотрели как на человека, у которого что-то не в порядке с головой. Это была очень масштабная и уникальная работа. Сначала мы расписали алтарь. Проектом заинтересовались люди из Калифорнии, в том числе потомки блюстителей усыпальницы святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и его ризницы – Бориса и Галины Троян, которые заботились о чистоте и благолепии усыпальницы, открывали ее для богослужения, потом закрывали. Они передали мне для храма митру святителя Иоанна, сказав, что это – в залог успеха нашего проекта росписи.

Все завершилось успешно, и в этом чувствовалась рука преподобного Серафима и святителя Иоанна. Поэтому я считаю их обоих нашими родными святыми, которые проявляют живое участие в жизни прихода.

Мы стараемся поддерживать семейный дух

– Ваш приход является одним из старейших приходов РПЦЗ на Восточном побережье США…

– Приход был основан в 1953-м году протоиереем Даниилом Думским, который в то время был уже 90-летним старцем. Он родился в царствование Императора Александра II. Представляете, в таком возрасте он не только открыл приход, но и начал строить храм в честь преподобного Серафима! Действительно, у нас один из старейших приходов на нашем побережье, и он имеет богатую историю.

– Чем они живет сейчас?

– Мы всеми силами стараемся поддерживать тот семейный дух, который сложился на приходе, благодаря, главным образом, моим предшественникам по настоятельству и тем людям, которые оказались у нас. Мы стараемся «друг друга тяготы носить» и по мере своих сил исполнять закон Христов (ср. Гал. 6, 2). Для нас очень важны наши русские православные традиции, наши праздники и посты, весь русский уклад нашей церковно-общественной жизни.

Для нас очень важны наши русские православные традиции, весь русский уклад нашей церковно-общественной жизни

У нас всегда славился наш приходской хор, имеющий типичный «эмигрантский» репертуар. Конечно, мы его расширяем, но все же стараемся поддерживать певческие традиции нашего прихода.

В поддержании семейного духа нам помогает наше очень деятельное, заботливое и трудолюбивое сестричество, которое не только заботится о благолепии храма, но и занимается довольно широкой благотворительной деятельностью. Например, за последнее время мы отправили два больших контейнера с гуманитарной помощью на Украину, несколько раз посылали довольно большие средства в Святогорскую лавру, чтобы оказать помощь беженцам, в Одесскую епархию, где славится своей деятельностью гуманитарный отдел, помогающий переселенцам. Кроме того, часть средств мы передавали лично Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию – на детские дома и на тех, кто пострадал в результате конфликта. Это происходило во время наших посещений «Матери городов русских».

У таких прихожан, которые так ценят певческие традиции, благотворительность, мне, как настоятелю, многому можно учиться.

Когда встречаешься со святым человеком, заряжаешься его святостью

– Наверное, самые известные слова святого Серафима – «Радость моя, стяжи дух умирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Как вы чувствуете это на своем приходе?

– Наверное, я сначала скажу, как это чувствуется в жизни вообще. Когда встречаешься со святым человеком, то заряжаешься его святостью, спокойствием, этим мирным духом, духом его благодарности Богу. С ним просто приятно поводить время, даже если не участвуешь в беседе. У меня был такой опыт с несколькими по-настоящему святыми людьми – архиепископом Антонием (Медведевым), Митрополитом Лавром (Шкурлой), многими другими, в том числе и мирянами. Я вспоминаю нашего священника в Калифорнии, отца Григория Кравчину, который был родом из Почаева и с большими слезами вспоминал исповеднический подвиг Почаевской братии, защищавшей Православие, в том числе и при Советской власти. Отец Григорий, по сути, рос у раки Преподобного Иова.

Для меня общение с этими людьми очень ценно, это напоминает мне, что на приходе только так мы и можем, и должны помогать друг другу, поддерживать, а возможно, даже и обличать – не столько словами, сколько своей жизнью. Каждый должен вносить свой вклад в общее дело. Человек, который несет какой-то подвиг на приходе, должен помнить, что это не только его личный подвиг – он может либо благотворно повлиять на жизнь церковно-приходской семьи, либо оттолкнуть людей, если недостойно несет свой крест.

На приходе все общее, и даже если у нас свои личные подвиги и искушения, то, как мы подходим к этому, может стать вкладом в дело укрепления и процветания приходской жизни.

Семейный дух в Церкви позволяет относиться к людям совсем по-другому

– В общении с людьми из РПЦЗ у меня сложилось ощущение, что это как одна большая семья. Здесь все друг друга знают, многие даже состоят в родстве. У вас на приходе это проявляется очень хорошо. Например, одним из первых настоятелей был отец Митрофан Зноско-Боровский, внуки которого продолжают участвовать в жизни прихода и оказывать ему помощь. Псаломщиком у вас служит сын знаменитого отца Серафима Слободского – автора учебника «Закон Божий»…

– Большое счастье, что были люди, которые много потрудились прежде. Сила их жизни, сила их служения, трудов и подвигов, которые они несли, продолжает приносить плоды. Я просто занимаю место настоятеля, но многое делалось раньше и до сих пор делается словно помимо меня. И я очень благодарен за это, за историю, которая действует в настоящем. Это трудно объяснить, но эта история продолжает приносить плоды.

Что касается нашей Церкви в целом, то семейный дух присутствует и на очень больших приходах. Когда я только начинал служить, мне был лишь 21 год, и меня направили на приход в пригороде Сиднея в Австралии, где раньше служил мой дедушка – протоиерей Ростислав Ган. Он построил довольно большой Покровский храм, там было свыше 300 семей, русская школа, старческий дом. Несмотря на то, что по меркам Зарубежья это был колоссальный приход, он представлял собой огромную семью. Сейчас из американского далека я продолжаю следить за его жизнью, и рад видеть, что эта семейственность в лучшем смысле слова продолжается.

Конечно, у нас в Си-Клиффе приход меньше, но это тоже семья. Когда ты живешь в семье, ты больше терпишь, больше прощаешь, больше стараешься не обидеть близкого человека и принимать его недостатки, помогать, и это очень важно. Может быть, тебе больше известно о его недостатках, но ты и терпишь, и любишь, и относишься по-братски. Когда царит такой семейный дух, он всех подтягивает, заставляет помнить, что это не просто какой-то староста или прихожанин – это твоя семья. И такое ощущение помогает людям совершенно по-особому относиться друг к другу. Я думаю, такая связь между людьми очень важна. Особенно это чувствуется в скорбях. Когда кто-то на приходе заболевает или умирает, все как можно скорее бегут к пострадавшим, чтобы оказать им помощь. Допустим, человек попадает в больницу, и я приезжаю причастить его – с ним уже есть несколько прихожан. Такое отношение подтягивает и священника, утешает – видеть, как твои прихожане живут христианской жизнью.

На мой взгляд, такое церковно-приходское служение в Зарубежной Церкви является уникальным примером, и это нужно всячески поддерживать. Я уверен, многие люди, как только об этом узнают, непременно захотят приобщиться к данному опыту.

«Серафимчик, где твои крылья?»

– Владыка Митрофан Зноско-Боровский настоятельствовал на вашем приходе более 40 лет (с 1959 по 2002 годы). Какие воспоминания остались от общения с этим человеком, который по праву считается одним из столпов Русской Церкви XX века?

– Когда в начале 1990-х годов я учился в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, мы с ним не раз встречались и беседовали. Кроме того, помню, как он, когда я был еще малышом, приезжал в Калифорнию и служил на нашем приходе, где тогда настоятелем был отец Григорий Кравчина. Они знали друг друга еще по Бресту.

Я помню, как владыка Митрофан очень просто объяснил мне, ребенку, суть праздника Вознесения Господня. Для меня это было очень ценно, потому что я всегда расстраивался, когда заканчивалась Пасха, с иконостаса снимались буквы Х и В, прекращались пасхальные песнопения. Поэтому не особенно любил праздник Вознесения, поскольку это такой праздник разлуки со Христом Воскресшим.

Но он объяснил мне все так, что я начал понимать: это исполнение Пасхи, Бог вознесся телесно, Он вознес нашу человеческую плоть и нашу природу в пределы Вечности, на Престол Божий. Ведь в Евангелии говорится, что Он «вознесесе на Небо и седе одесную Бога» (Мк. 16, 19–20). Таким образом, человек вошел в Тайну Божию, в Тайну Святой Троицы, и теперь мы все – богочеловеки по потенциалу, по мере нашего приобщения ко Христу. Эти слова дошли до меня, и я теперь совсем иначе подхожу к Вознесению, за что очень благодарен владыке Митрофану.

Конечно, владыка Митрофан был большим шутником, в нем чувствовалась любовь к молодежи, особенно к тем молодым людям, которые готовятся к служению Церкви. Его очень заботило будущее, и он очень хотел, чтобы наша Зарубежная Церковь всегда оставалась частью Русской Церкви. Он хотел, чтобы молодежь всегда помнила о своей русскости.

– А как он шутил-то?

– Обращаясь ко мне, он всегда шутил: «Серафимчик, а где твои крылья? Наверное, ты спрятал их под подрясником».

Помню, как я снимал с него облачения. В это время я часто задавал ему вопросы, и однажды обратился: «Владыка святый». Он меня спросил: «С каких это пор я святой?» Я ему в ответ говорю: «Не вы, владыка, святой, а ваш высокий сан». Он сказал: «Ты дал очень правильный ответ».

С протоиереем Серафимом Ганом беседовал Дмитрий Злодорев

pravoslavie.ru