Дивеевская география. Курск
На родине преподобного Серафима
Ровно 985 лет назад, в 1032 году, был основан город Курск. Местами он еще сохранил свой старинный купеческий облик, и тихие старинные улицы напоминают о том времени, когда улица Ленина называлась Большой Московской, а улица Карла Либкнехта – Архангельской, и даже о более ранних временах – когда здесь жил преподобный Серафим Саровский.
Сергиево-Казанский собор в городе Курске
Ровно 985 лет назад, в 1032 году, был основан город Курск. Местами он еще сохранил свой старинный купеческий облик, и тихие старинные улицы напоминают о том времени, когда улица Ленина называлась Большой Московской, а улица Карла Либкнехта – Архангельской, и даже о более ранних временах – когда здесь жил преподобный Серафим Саровский.

Стоит свернуть с центральной улицы города и пройти квартал в восточном направлении, как от современного городского величия не останется и следа. Здесь стоят двухэтажные домики с полукруглыми фасадами на углах, сохраняющие архитектурный стиль XVIII века. Мягкие пастельные тона придают старинным зданиям неброское разнообразие. Это улица Максима Горького (прежде – Сергиевская), на которой расположены два крупных церковных комплекса, памятники федерального значения.

Первый из них – Сергиево-Казанский кафедральный собор. Каменное здание храма построено в 1778 году в стиле елисаветинского барокко. До него здесь была деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, при пожаре сгоревшая до основания. Когда среди пепла обнаружили неповрежденную Казанскую икону Божией Матери, решили возвести новый, двухэтажный храм и освятить второй престол в честь Пресвятой Богородицы,
Ее Казанского образа. Закладку собора совершил святитель Иоасаф Белгородский. В «Летописи», составленной протоиереем И. Лащенковым, есть сведения
о подрядчике: «Помощником строителя храма купца Первышева был также курский купец Исидор Мошнин. Когда последний, не окончив работу, скончался (в 1760 году), то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина».
Сергиево-Казанский кафедральный собор (дореволюционное изображение)
Сергиево-Казанский кафедральный собор (современное фото)
Подходя к храму, не можешь налюбоваться изяществом его барочных украшений. Сразу видно, что этот проект имеет отношение к школе знаменитого архитектора Бартоломео Растрелли, стиль которого отличался радостным мажорным строем и особой выразительностью силуэта здания. Центральный вход украшен колоннами, оформление окон нижнего и верхнего храмов напоминает скорее дворец или резиденцию знатной особы. Венчают этот бело-голубой корабль два купола: один – над колокольней, другой – над средней частью храма. Сейчас они золотые, а еще недавно были синие с золотыми звездами. Собор известен первым чудом в жизни Прохора Мошнина. Мальчик, вместе с матерью Агафией Фотиевной осматривавший строившуюся колокольню, упал с большой высоты, но при этом остался невредим. Мать слезно возблагодарила Бога за спасение сына и поняла, что Прохор охраняется особым Промыслом Божиим. В память об этом событии в нижнем храме собора был устроен придел во имя преподобного Серафима, а на месте падения установлен памятник с изображением иконы святого и неугасимой лампадой. Сейчас над памятным знаком поставлена мраморная сень – дар Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в ознаменование 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.
Место падения Прохора с часовни
В ограде Сергиево-Казанского собора Курска, на месте усадьбы, в которой жили родители преподобного, возведена часовня. Внутри Серафимовской часовни находится водосвятная чаша, в алтарной апсиде помещена икона «Исцеление отрока Прохора от Курской Коренной иконы Божией Матери "Знамение"
Часовня во имя преподобного Серафима Саровского возведена в год 250-летия со дня рождения святого в ограде Сергиево-Казанского собора
В церковном дворе устроен уютный сад, где растут голубые ели и сосны, розы, лилии, хризантемы и многочисленные другие цветы. За ними в свободное от работы время ухаживает раба Божия Елена. Несмотря на то, что раньше цветоводством она никогда не занималась, за дело взялась с охотой. «Вот уже три года выполняю эту работу. До меня здесь было 46 кустов роз, теперь – 83. Думаю, такой цветник создает особенно радостную атмосферу около храма. Еще сад научил меня доверять Богу, помог осознать, что Он рядом. Например, был такой случай, когда я поскорбела, что у меня мало петуний, а они, совершенно неожиданно для меня, расплодились самосевом».
Двор Сергиево-Казанского собора
Заходишь в нижний, Казанский, храм – и словно оказываешься в уютном доме. В притворе находится прижизненный портрет-икона преподобного Серафима, на подсвечнике перед ним всегда больше свечей, чем на других, потому что все идут, прежде всего, к батюшке. Справа расположен придел во имя преподобного Серафима. Здесь много старинных икон, в том числе XVIII–XIX века,
и чудотворные, особо почитаемые, – Божией Матери «Казанская» и Курской Коренной «Знамение», святителя Николая Чудотворца. Уцелевший при пожаре Казанский образ Богородицы встроен в иконостас на южном клиросе. Собор чудесным образом сохранился в Великую Отечественную войну, несмотря на то что центр города сильно пострадал от бомбежек. В ХХ веке службы здесь не совершались всего восемь лет – с 1934 по 1942 годы.
Нижний храм Сергиево-Казанского собора
В верхний храм ведут две лестницы, подняться можно по любой из них.
И справа, и слева стены расписаны эпизодами из жития преподобного Сергия Радонежского. На очередном лестничном пролете светло-зеленые стены украшены росписью на евангельские сюжеты.

Верхний храм поражает своей торжественностью. Все богато, красиво. Великолепный двадцатиметровый золоченый деревянный иконостас. Такое впечатление, что я попала на праздник. В верхнем храме находится старинная икона преподобного Сергия с большой частицей его святых мощей.
Верхний храм Сергиево-Казанского собора
Прохор Мошнин оставался в Курске до окончания строительства собора. Помолившись в его стенах, он отправился в Саровскую пустынь. А все, кто служат здесь, до сих пор ощущают незримое присутствие святого. На самом деле, побывать там, где молился угодник Божий, – большое счастье.

Отношение к преподобному здесь очень трепетное. Многие, придя в собор
в первый раз, становятся его постоянными прихожанами. «Преподобне отче Серафиме», «наш батюшка Серафим», «Серафимушка» – так здесь обращаются к святому старцу. А давняя прихожанка собора, Алла Михайловна, сказала мне:
«Я люблю называть преподобного Серафима его словами: "Радость моя"».
К нему идут, как к родному, за советом, за благословением, за утешением, идут
с молитвой. «Обращаясь с молитвами к преподобному, чувствуешь его теплое заступничество», – поделился со мной алтарник Дионисий.

Алтарь Сергиево-Казанского собора
Чуть ниже по улице Горького находится Свято-Троицкий женский монастырь. Вот как описывает его современник Прохора Мошнина: «...на посаде за большим старым острогом Девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальныя Троицы с приделом Обновления храма Воскресения Христова, деревянная, келиев в нем 21, монахинь 35; да около монастыря не пашенных ремесленников и бобылей слобода, да пять келиев для убогих; в малом же остроге осадной двор, что купила игумения Сундулея с сестрами на убежище в осадные времена у казака Афанасия Сопина».

В период расцвета монастырь насчитывал до 1000 монахинь, имел связь
с Оптиной пустынью. Несомненно, благочестивая семья Мошниных посещала эту обитель, ведь их дом находился недалеко от нее. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и забота преподобного Серафима о женской Дивеевской общине отчасти связана с запечатленным в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.
Свято-Троицкий женский монастырь
Если подняться к центральному проспекту и пройти немного вверх вдоль Дома книги, то зеркальная плоскость «Курскпромбанка» отразит нарядное розовое здание. Это Воскресенско-Ильинский храм постройки 1768 года. В начале XVII века здесь располагался «убогий дом», затем Божедомский монастырь, посвященный Илии Пророку и Николаю Чудотворцу. В 1649 году монастырь объединился с Рождество-Богородицким мужским монастырем и стал именоваться Знаменским. Позже церковь стала приходской, а с 1788 года, получив дополнительный Воскресенский престол, до 1833 года была даже главным храмом города. На месте Дома книги прежде стояли шатровая колокольня и церковный дом.
Ильинская церковь
В Ильинской церкви венчались Исидор Иванович и Агафия Фотиевна Мошнины. Здесь они крестили своих детей Параскеву, Алексея и младшего сына Прохора.
В этом храме в 1760 году отпевали 43-летнего Исидора Ивановича, а затем его мать Феодосию Наумовну. Ильинский храм занимал центральное место в жизни этого семейства. Здесь они учились молитве и грамоте, исповедовались
и причащались, познавали веру в Бога.
Звонница Ильинской церкви
Захожу внутрь – и с самого порога погружаюсь в атмосферу старины. Невысокие темные потолки, цветные витражи, деревянный невысокий иконостас. Всего три престола: центральный – Воскресения Христова, в южном приделе – пророка Божия Илии, в северном приделе – Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В храме – несколько чудотворных икон, два образа преподобного Серафима, один из них – с частицей мощей святого саровского старца и многими жертвенными украшениями. Просторный одноэтажный храм как-то по-доброму принимает в свои объятия, из него не хочется уходить.
Ильинская церковь
Оттуда я направилась в Знаменский собор, главная святыня которого – икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная – в свое время тоже имела прямое отношение к преподобному Серафиму: во время крестного хода икону пронесли над ним, и отрок Прохор исцелился от тяжелой болезни. Сейчас здесь хранится точный список с оригинала Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», написанный в 1902 году иноками Знаменского монастыря
и освященный на чудотворном подлиннике.
Знаменский кафедральный собор
Знаменский кафедральный собор
В Курске возникает такое впечатление, будто ты постоянно идешь по следам батюшки Серафима. Улица, на которой он жил в детстве и юности, теперь носит его имя; ему сооружены памятники. Мемориальные доски висят на Ильинском храме, на Сергиево-Казанском соборе, на индустриально-техническом факультете медицинского университета, где прежде стоял дом Агафии Мошниной после ее переезда на новое место. Внизу у реки Тускарь есть источник, освященный в честь преподобного. В Курске два храма посвящены Серафиму Саровскому: один –дореволюционный, построенный в 1903 году, другой – новый, заложенный в год столетия прославления батюшки. В соседнем городе Курчатове также в его честь недавно освятили церковь. Во многих храмах Курска регулярно читается акафист преподобному Серафиму Саровскому. Люди часто подходят к священникам за благословением на то, чтобы дома читать акафист.
Табличка на улице Серафима Саровского
Два года назад общеобразовательной школе № 32 города Курска было присвоено имя преподобного Серафима Саровского. Школа расположена рядом с Сергиево-Казанским собором. Особенность образовательного процесса в ней состоит в углубленном изучении жития святого. В этой школе реализуется долгосрочная программа духовно-нравственного воспитания «Помня историю, созидаем будущее», проводятся Знаменские чтения, фестиваль исследовательских и проектных работ «Православная культура русского народа от князя Владимира до наших дней», тематические классные часы, конкурсы рисунков и сочинений о Серафиме Саровском, создан музей святого Серафима, организуются экскурсии в храмы, встречи со священнослужителями Курской епархии. Здесь даже есть собственный гимн, в котором тоже речь идет
о преподобном Серафиме.

Курская область – первый регион в России, в котором сразу в трехстах школах был введен курс «Основы православной культуры» и разработан соответствующий учебник, один из разделов которого посвящен преподобному Серафиму Саровскому.
Общеобразовательная школа №32 имени Серафима Саровского
По инициативе ученых местных вузов, творческой интеллигенции
и священнослужителей, при поддержке администрации города и храмов преподобного Серафима Саровского и Собора Курских святых, было создано Общество преподобного Серафима Саровского. Главное направление в работе этой общественной организации: сохранение памяти святого Серафима на Курской земле, восстановление и сохранение мест, связанных с его жизнью.

Многие коренные куряне, заинтересовавшись своей родословной, как это сделал настоятель храма святых Царственных Страстотерпцев протоиерей Олег Чебанов и клирик Сергиево-Казанского кафедрального собора протоиерей Ярослав Медведев, открыли, что их предки находились в родстве с Мошниными. Бывший повар Сергиево-Казанского собора Галина Ивановна говорит: «Мой прапрадед был женат на сестре преподобного Серафима». И это не удивительно, ведь в те времена в Курске было всего пятьсот купеческих дворов, а семейные пары, как правило, создавались внутри своего сословия.

Несколько лет назад на улицах Курска появились транспаранты со словами: «Курск – город православной культуры». Слоган родился не в епархии; это инициатива заместителя главы городской администрации, сейчас она депутат Государственной Думы РФ, Ольги Михайловны Германовой. Слоган отражает реальность: 98% курян себя называют православными. Подавляющее большинство новорожденных детей крестят в православной церкви. Очень распространенное теперь имя в Курске – Серафим.


Анна Леоненко

г. Курск – г. Москва


г. Курск (1860 г.)