Кавказское Дивеево

Троицкий женский монастырь в горах Кабарды в народе называют Кавказским Дивеевым, возможно, потому, что женская община, образованная при Троицком храме в 1907 году, избрала своим покровителем преподобного Серафима, прославление которого состоялось за несколько лет до этого и было живо в памяти народа. Монастырь удивителен своей историей, архитектурным обликом, судьбами людей, с ним связанных. Его основала русская дворянка Екатерина Алексеевна Хомякова – дочь поэта, философа, богослова, историка Алексея Степановича Хомякова.

Слова отца: «Не строй десять университетов, создай одну обитель!» стали для дочери своеобразным заветом, может быть, не вполне осознанным в начале ее жизненного пути. Но воспитанная в духе любви и сострадания своему народу, на основах главенства духовных ценностей, она воплотила этот завет в дальнейшем.

Хомяковы часто бывали на Кавказе, с которым их связывали и дружеские, и родственные отношения. В семье воспитывался кабардинский мальчик Лукман (в крещении Дмитрий) Кадзоков, о котором заботились как о родном сыне. Хомяковы дали Лукману прекрасное образование: он стал первым кабардинцем, окончившим университет.

У родной сестры Екатерины – Софьи в Кисловодске была дача, где собирались многочисленные родственники, общество интересных, образованных людей, представителей разных народов. Взаимоотношения разных культур становились понятнее и ближе.

В то время на Кавказ приезжало немало переселенцев из дальних губерний России: их привлекали природа, климат и плодородные земли юга. Но не всем удавалось устроиться, часто люди теряли и то, что было нажито.

Специально для переселенцев в 1881 году Екатерина Хомякова приобретает участок земли неподалеку от Пятигорска на реке Золке и основывает хутор, населенный русскими крестьянами. Управлять хозяйством Екатерина Алексеевна приглашает местного жителя, кабардинца Астемира Шериева, сына старейшины аула Кармово. Несмотря на разницу происхождения, традиций и образа жизни их связывала глубокая дружба, уважение и взаимоподдержка.

После кончины Астемира Екатерина заботится о его вдове, близких. Исполняя предсмертное желание Астемира, она жертвует большую сумму денег на строительство мечети в его родном селении Кармово, приглашает известного архитектора Исмеля Алибекова. Воспитывавшаяся у вдовы Астемира – Селимхан Шериевой юная родственница Мазаго Шериева долго вспоминала помогавшую им Екатерину Алексеевну, рассказывая всем, что она: «гяур с крестом на шее и истинная мусульманка в душе».

В 1895 году Хомякова на личные средства начала строительство храма в честь Святой Троицы, по проекту академика С.У. Соловьева. Образцом послужил древний грузинский храм XII века в Гелати. Храм был облицован белым камнем и украшен резьбой с монограммами Христа. Маленькой Мцхетой называли созданное заботами Екатерины Алексеевны чудо – уменьшенную копию известного собора древней грузинской столицы. Линии его архитектуры так органично вписываются в пейзаж предгорий Большого Кавказа…

В 1902 году Свято-Троицкий храм был освящен. Колокола для него были отлиты в Москве на знаменитом колокололитейном заводе П.Н. Финляндского. Все иконы были выполнены в византийском стиле иконописцем и реставратором В.П. Гурьяновым. К сожалению, за прошедшее столетие росписи храма погибли полностью. Замечательный мраморный резной иконостас сохранился только фрагментами.

В 1904 году по прошению Хомяковой при Свято-Троицком храме была создана женская православная община с приютом для детей-сирот, школой и больницей для местного населения. Рядом был устроен чудесный сад: яблони, каштаны, березы, грецкий орех. Многие деревья плодоносят до сих пор. Источник в нижней части сада считали   целебным. У кабардинцев вся местность называется Псынадаха, что значит «красивая вода».

В 1907 году женская община на хуторе Хомяковском была утверждена как Свято-Троицкая Серафимовская в честь преподобного Серафима Саровского. К осени 1910 года община превратилась в благоустроенную обитель с различными мастерскими. Старшей сестрой стала инокиня Ольга (Арнольд), воспитанница Санкт-Петербургского института благородных девиц. В 1911 году в мастерских обучалось 16 девушек. В годы Первой мировой войны приют при общине был расширен до 150 воспитанниц, за счет приема детей погибших воинов.

В конце 1920-х монастырь закрыли, община была преобразована в трудовую коммуну. Судьба основательницы монастыря Екатерины Хомяковой неизвестна с 1915 года. На территории хутора был организован совхоз, который посещал Н.С. Хрущев. Он потребовал уничтожить обветшавший храм, который использовали как склад. Но с Божьей помощью храм дожил до наших дней.

…В 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Троицкой обители.   Настоятельницей была назначена монахиня Антония (Бобылева).

В 1998 году автору этих строк удалось побывать в восстанавливающемся Троицком монастыре и побеседовать с матушкой Антонией. Вспоминается туманный декабрьский день, рядом во дворе обители сложены стройматериалы: доски, камни, неподалеку небольшой костер, вокруг которого пьют чай и греются рабочие.

Рядом с Троицким храмом находится небольшой двухэтажный домик, в котором живут три монахини: матушка Антония, матушка Вера и матушка Надежда. Пока храм восстанавливается и служб в нем нет, правило они совершают в святом уголке, вычитывая, как полагается, весь суточный круг богослужений. Матушка Антония – вдова священника. Простота и приветливость ее располагают настолько, что маленькая комната с цветными занавесками, круглым столом, буржуйкой у окна, начинает казаться родным домом, где все принимают тебя как близкого человека.

– Десять лет назад у меня умер муж, и восемь, как я приняла монашество. Хотела быть в тайном постриге. В нашем роду все мужчины были в сане: священники, диаконы, а моя тетя еще молодой девушкой была принята в один из Киевских монастырей, две другие тети тоже были монахинями, жили во Владикавказе. Несколько лет назад собиралась в монастырь. Но где ни бывала – душа не лежала. И все думала: хоть бы у нас на Северном Кавказе открыли обитель…

Об этом месте ничего не знала, и, когда приехала, сразу мне понравился храм. Вспомнилась Грузия, Тбилиси, где мне приходилось часто бывать.

Однажды вечером к нам неожиданно приехали благочинный отец Иоанн Остапчук, отец Александр (Ищеин) – нынешний архиепископ Бакинский и Азербайджанский, и они стали меня убеждать возглавить общину зарождающегося женского монастыря. Было неловко: да кто я такая? Нужно молодых, ученых выдвигать, а я просто пойду на послушание, буду мыть, полоть и делать все, что потребуется. Когда пришел указ, всю ночь не спала, утром поехала к сыну – отцу Валентину и говорю ему: «Едем к владыке!» Доехали до Новопавловска, и вдруг пошел снег. Словно стена. Залепило стекло в машине. Хотели возвращаться, но я настояла. Проехали еще немного – сломался аккумулятор, машина сама остановилась. Позвонили владыке по телефону, он упокоил, сказал, что все будет хорошо.

В мае приехала сюда. Здесь все запущено, кругом бурьян, ночевать негде. Потом выкупили, отремонтировали несколько квартир. Теперь я здесь как дома. Я всегда мечтала, чтобы дом мой был рядом с храмом. Большинство местных жителей – очень хорошие люди. У них огороды располагаются недалеко от нас. Несут два ведра картошки – одно отдают нам. Благодарим, отказываемся, ведь детей у них помногу. А всё же делятся.

Недалеко от храма есть источник, вода в нем необыкновенно вкусная, местные жители часто ходят к нему за водой. Источник этот, как они рассказывают, еще при Екатерине Алексеевне был, основательнице храма.

Так и живем… Что говорить, монаху больше молчать нужно, глаза – вниз, послушание, смирение, терпение должно быть. Время теперь нелегкое, но уныния, слава Богу, пока не было.

Спустя несколько лет храм был восстановлен и освящен. Вокруг монастыря стали собираться не только монашествующие, но и община неравнодушных к этому святому месту людей. Завели свое маленькое хозяйство, огород. Необычная для этих мест архитектура храма, живописная местность и, конечно, радушие матушки Антонии стали привлекать паломников. В 2011 году епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом в монастырь на хранение была принесена частица пояса Пресвятой Богородицы.

Особенно много гостей бывает здесь на Троицу – престольный праздник обители.

В 2018 году 28 ноября игумения Антония отошла ко Господу. На ее место была назначена монахиня Тамара (Ушакова).

– Я приехала из Георгиевского монастыря, который находится в Ессентуках, – рассказывает матушка Тамара. Поначалу было очень страшно без опыта, без подготовки… Но меня подержали наш владыка – архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и игумения Свято-Георгиевского монастыря Варвара (Шурыгина).

Монастырь у нас совсем небольшой: две монахини и послушница, да еще из Георгиевского приезжают к нам на помощь каждую неделю несколько монахинь – сестринская поддержка.

Если бывает священник, служим Литургию, а в остальные дни вычитываем суточный круг мирским чином. Когда случилась проблема с коронавирусом, мы закрыли ворота монастыря, но именно в это время, как никогда ранее, почувствовали, как мы нужны людям: многие звонили, кто-то приезжал, чтобы просто помолиться у ворот.

А в остальном монастырь живет тихой уединенной жизнью. Здесь особая атмосфера, тишина и красота кавказской природы – все вокруг располагает к молитве. Хотелось бы, чтобы сестер прибавилось… Надеемся, что когда закончим реконструкцию нашего небольшого келейного корпуса, это случится.

Лариса Логвиненко

monasterium.ru

Download Premium WordPress Themes Free
Download Nulled WordPress Themes
Free Download WordPress Themes
Premium WordPress Themes Download
free online course
download intex firmware
Premium WordPress Themes Download
free download udemy paid course